Вечерний Северодвинск
Номер от 7 сентября 2006 г.

Отпуск в стиле экстрим
– Вы что, спятили?! Вчера оттуда трупы пачками выносили. Какая Абхазия, какой отдых, когда вокруг стреляют?! – И что нам теперь делать? Мы из Северодвинска ехали в такую даль. Не возвращаться же! – Наталья Потапова, сотрудник ягринского Дворца культуры, ее дочь Лена и еще целое семейство, отправившееся вместе с ними в отпуск, растерянно уставились на российского пограничника.

Пограничный лохотрон

– Не переживайте, – бравый товарищ берет мобильник. – Василий, примешь пятерых отдыхающих? Ну вот, все в порядке. Тут рядом, двести пятьдесят в сутки за койку – и загорайте сколько влезет!

– Ну, щас! Тыщу верст отмахали, чтобы у Казачьего рынка торчать?! За двести пятьдесят нам в Сухуми дворец предоставят! – Потапова подхватила вещи и решительной походкой двинулась через границу. Ее попутчики с круглыми от ужаса глазами потрусили следом.

На той стороне их встретили веселые маршруточники:

– Да если бы у нас в Абхазии стреляли, мы бы не вас тут ждали, а детей своих защищали. Это на вас, доверчивых, бизнес делают!

Пока ехали от пограничного поста на реке Псоу до Сухуми, в глазах дочери и товарищей Натальи нет-нет да и сквозил испуг. Она посмеивалась над ними, вспоминая, как дрожала сама, два года назад впервые отправившись в Абхазию. Меня наслушалась и…

Страна души

Так в переводе с абхазского звучит название маленькой республики, вот уже больше десяти лет добивающейся права не быть частью Грузии. Не буду анализировать коллизии, из-за которых случилась грузино-абхазская война, закончившаяся тринадцать лет назад, и из-за которых ежегодно возникают какие-нибудь трения. Большие политики еще долго будут определяться в терминах и административно-территориальных деталях: уж больно лакомый кусок эта Абхазия. Жаль только, что из-за страшилок многие россияне по сей день предпочитают «пляжеваться» в Сочи и Адлере. Якобы более спокойных. И, увы, более дорогих. Но кто же захочет башкой рисковать, тем паче на отдыхе!

Мы рискнули, принявшись осваивать Абхазию, как только на ее земле установился шаткий поначалу мир. Тогда одни нас считали полоумными, мол, куда вас несет? Другие, наслушавшись наших восторгов, поверили, что риск – дело благородное. И не пожалели. С тех пор отпуск «дикарями» в Сухуми для этих других незыблемая традиция. Круг любителей экстрима расширяется теперь и за счет северодвинцев. Вдруг и вы мечтаете от холодного Белого моря рвануть к теплому Черному, да не знаете куда и сомневаетесь, что на хороший отдых хватит денег. Наталье и Лене Потаповым нынешний двухнедельный сухумский вояж обошелся в двенадцать тысяч при всех их многочисленных путешествиях по Абхазии.

Останавливаемся мы в Сухуми в семье с очень редкой в Абхазии фамилией Хурхумал. Спим на накрахмаленных до хруста простынях. Ни в одной гостинице таких не видела! Живем как у Христа за пазухой, в пяти минутах ходьбы от моря. В шикарной квартире или отстроенном два года назад доме нас принимают скорее не как гостей, а как самых близких родственников, независимо от количества разновозрастного «населения Севера». Никаких ограничений в пользовании телевизором, холодильником, утюгом, телефоном и прочим, что необходимо человеку, привыкшему к благам цивилизации, у нас не было. Проблем с кормежкой – тоже.

Аргументы «дикарей»

Едим когда хотим и что хотим. Единственное неудобство для дам, путешествующих с детьми без мужского сопровождения, то, что им достается почетная миссия ездить на рынок за продуктами и таскать сумки с сулугуни, персиками, помидорами. Но тут неоценимую услугу оказывает наша хозяйка, Инна. Продуктовые марш-броски непосвященные северяне совершают вместе с ней. Инна в первый же раз всем показывает, где, у кого и что покупать, чтобы не обвесили, не подсунули бяку и чтобы выходило подешевле. Нас на рынке знают давно и держат за своих.

Наши хозяева беспокойных постояльцев воспринимают как нечто само собой разумеющееся, детям всегда находится компания, да и общих интересов у южан и северян обнаружилось предостаточно. Так что на кухне мы кудесим все вместе - и трапезничаем тоже. Потчуют нас всяческими национальными изысками. К слову, мы и домой кое-чего привозим ежегодно.

От посещений злачных мест мы тоже не отказываемся. Их в Сухуми все больше плодится, и претензии на евростандарты воплощаются в реальность прямо на глазах. Можно, к слову, договориться с хозяевами в том или другом кафе, и вас будут потчевать и днем, если лень готовить самим. Меню определите хоть на неделю вперед: кавказская пища весьма разнообразна. А если предпочитаете что-нибудь менее острое или же являетесь убежденными сторонниками русской кухни, пристрастия не придется менять. Можно, кстати, и в сухумских санаториях путевку купить. Но там, понятное дело, никто персонально для вас стараться не будет: всем котлеты – и вам котлеты. У всех режим – и вы просыпаетесь и засыпаете по часам. Для нас это один из главных аргументов за «дикий» отдых.

Другой аргумент – ежегодно мы плотно экскурсируем по Абхазии. Чудесные вылазки на высокогорное озеро Рица, куда наша русско-абхазская команда линяет от сухумской жары, долго потом тешат воспоминания. Новоафонские пещеры, Ореховая роща, поездки в деревни на разные свадьбы-крещения-поминки (традиционные и свято чтимые абхазские и совершенно грандиозные, по нашим меркам, мероприятия) – все это в «обязательной программе» тех, кто по нашей наводке в разные годы отдыхал у Хурхумалов и их знакомых.

«Хурхумал» значит «Отлично»

Можно, конечно, возразить, что это лично мне счастье улыбнулось. Но моя сестра с семейством собирается к Хурхумалам уже в восьмой раз. Когда три года назад она явилась к ним с четырехмесячным сынишкой, Инна произвела нехитрые расчеты и резюмировала:

– А мальчик-то наш!

Тимурка и впрямь был спроектирован именно в Сухуми в прошлом родительском отпуске. Мы считаем его лучшим результатом хорошего отдыха. И иногда в шутку кличем Хурхумалом. Для нас эта фамилия – синоним отличного. Инна – труженица редкостная, может все. И машину водит, что для абхазских женок диво дивное.

– Так я русаками воспитана, – объясняет Инна, закончившая медучилище в Калинине.

Главу семьи Аркадия мы видели редко. За полночь возвращался, до рассвета уезжал. Колесил на маршрутке между российской и грузинской границами, деньги Хурхумалам с неба не валились никогда. Год назад Аркадия не стало. Умер в одночасье на руках у Инны. Она сокрушается, мол, в войну от пуль уберегла, а тут… Тромб, говорят.

Двадцатилетний Димка заменил отца за баранкой. Институт пришлось оставить, надо сестру и брата поднимать. Он теперь кормилец. Так положено…

Когда сухумские санатории переполнены, руководство здравниц норовит подбросить к нашим Хурхумалам постояльцев. Желающих поселиться у них хватает всегда. Скажете, повезло с хозяевами? Да, повезло. Но они не исключение. Для абхазской семьи гости – самое дорогое. И, приняв вас в дом, семья становится для вас и тамадой, и экскурсоводом, и службой спасения, и телохранителем.

Каждый год в мае-июне связываюсь с Хурхумалами. Выясняю, примут ли очередных моих знакомых. «Отправляй хоть всю Архангельскую область!» - смеется в ответ Инна. Всякий раз это звучит как ответ на пароль.

Позавчера позвонила Потаповым узнать, довольны ли отдыхом их знакомые, только что вернувшиеся «с боевым крещением» из Сухуми. В ответ услышала:

– Счастливы!

Махнем?

Добраться до столицы Абхазии можно не только по автотрассе, но и на электричке от Сочи. Пересечение границы – процедура несложная, если только вы не везете с собой оружие, наркотики или еще какую-нибудь контрабанду.

Если все же предпочитаете отдыхать в крутых казино и пятизвездочных отелях, лучше ехать на Канары, Кипр или в тот же Сочи. Разрушенные в войну здания глаз в Абхазии, естественно, не радуют (хотя потихоньку республика восстанавливается). Вляпаться в какую-нибудь историю там тоже можно так, что мало не покажется. Но, во-первых, для Кипра нужно быть не среднестатистической российской семьей. Во-вторых, кто не рискует, тот не пьет шампанское (читай: чачу, абхазскую самогонку, которая в случае изготовления не на продажу, а для домашнего пользования даст фору любой водке). А в-третьих, не расслабляйтесь до полной отключки мозгов – и не вляпаетесь.

Цены на жилье? От 100 до 150 рублей в сутки со взрослого носа. Квартира под ключ, то есть где вы сами себе хозяева, обойдется в 200-250 рублей. У вас в запасе еще октябрь и ноябрь – настоящий бархатный блюз! Ласковое солнце, теплое море – из-за уникального географического положения лето в Сухуми длится намного дольше, чем в Сочи. Фрукты осенью стоят вообще копейки, и по оплате за жилье можно поторговаться. Смотрите и считайте сами. И если есть желание, присоединяйтесь к нашей журналистской тусовке: мы стартуем в Сухуми через три недели. К привычному экстриму хотим на сей раз добавить стремительный спуск на плотах по горной речке.

Но если риск не ваше амплуа и к чаче вы равнодушны, можно не забираться так далеко. Гагры, Пицунда значительно ближе к Адлеру и дальше от Грузии. Если что (в смысле вооруженных конфликтов), успеете добежать до российской границы.

Елена БОЙКО