Вечерний Северодвинск
Номер от 7 сентября 2006 г.

Подложить учителю кнопку
В НАШЕЙ стране многие решения принимаются спонтанно, когда жареный петух клюнет, а ответственные лица зачастую руководствуются эмоциями, общим настроением, но отнюдь не здравым смыслом. Инструкция с требованием оснастить образовательные учреждения системами тревожной сигнализации пошла гулять по стране после страшной бесланской трагедии.

Такой вот у нас «адекватный» ответ террору. Но что интересно, если бы этой системой была оснащена школа №1 города Беслана два года назад, удалось бы предотвратить проникновение на ее территорию душегубов? Ответ, думается, очевиден… Тогда для чего нужны эти кнопки?

В коммерческих организациях, банках, магазинах, вроде бы, понятно, там и эффективность отлова правонарушителей больше. Для школ же главная опасность – это любители битья стекол да праздношатающиеся подвыпившие подростки. Они-то едва ли будут поджидать приезда оперативной группы, которая появится в лучшем случае через пять-семь минут.

Вопрос об эффективности использования средств тревожной сигнализации в детских учреждениях поднял депутат городского Совета Александр Гришин. Как опытный политик он прекрасно понимал, какая волна критики его ожидает.

Однако доводы его основаны исключительно на следующих цифрах и фактах.

По информации управления образования, кнопки тревожного сигнала по состоянию на май 2006 года были установлены в 30 учреждениях (шесть – в детских дошкольных и 24 – в школах). Общая сумма затрат на эти сигнализации составляет 380 тысяч рублей в год. Сюда входит оплата по договору с ОВО при УВД г. Северодвинска за пресечение правонарушений и преступлений, а также техническое обслуживание средств тревожной сигнализации ФГУП «Охрана» МВД РФ. Итого порядка 13 тысяч бюджетных рублей в год затрачивается на эти нужды на одно образовательное учреждение, а если учесть, что в городе таковых порядка ста и все их также будет логично оснастить подобными системами... Соответственно и сумма затрат вырастет примерно до одного миллиона трехсот тысяч ежегодно. И это только эксплуатация и обслуживание этих систем, а ведь потребуются еще деньги на установку сигнализаций.

При этом параллельно, по новым требованиям Правил пожарной безопасности, школы постепенно оснащаются еще и системами пожарно-охранной сигнализации (принята соответствующая муниципальная программа). Сколь велико подобное обременение для городского бюджета – решайте сами. В качестве информации для размышления можно привести и следующие цифры: с 1 января текущего года по 1 мая количество вызовов – 55 и только один нарушитель задержан. Таким образом, эффективность вызовов составила 1,8 процента.

Позиция директоров школ, отстаивающих необходимость кнопок тревожной сигнализации, понятна. Но как бы они заговорили, если бы деньги на содержание шли не из статьи расходов управления образования, то есть из общего кармана, а из собственной сметы расходов. Депутат Гришин уверен: для руководителей образовательных учреждений такая система безопасности эффективна, в первую очередь, потому, что для них она бесплатна.

Как эта проблема решается в других регионах страны? В Астрахани, например, задача обеспечения безопасности детских учреждений поставлена в разряд первоочередных, но при этом там разработаны меры по минимизации затрат. К эксплуатации кнопки тревожного сигнала, как наиболее финансовоемкой и затратной статье расходов, предпринят особый подход: разработан график работы кнопки исходя из учебного времени, то есть когда дети непосредственно находятся в учреждении, будь то в школе или в детском саду. Администрации же самих учреждений вправе увеличивать время работы охранных систем исходя из своих финансовых возможностей. Ведь действительно, следует разделять решение вопросов безопасности детей и сохранения имущества детских учреждений. Даже из этого примера наглядно видно, что проблема экономии бюджетных средств решается везде по-разному в зависимости от целесообразности затрат и их эффективности. Почему бы и нам не озадачиться этим? Это во-первых. Во-вторых, если уж мы озабочены безопасностью наших детей, то почему бы не разработать комплексную программу для решения этой проблемы?

Начать с восстановления ограждений и освещения по периметру детских учреждений, чтобы они не тонули во мраке в темное время суток, становясь лакомым местом для стаек молодежи.

Ввести пропускную систему в тех же школах, по возможности установить камеры видеонаблюдения. По опыту многих муниципальных образований страны, расходы на эти цели распределяются так, что технические средства безопасности устанавливаются за счет города, на плечи же родителей ложится финансирование физической охраны, осуществляемой сотрудниками ЧОПов или вневедомственной охраны.

Вывод напрашивается один: если что-то делать, то делать нужно хорошо и обдуманно с распределением финансового бремени между городским бюджетом, детскими учреждениями и родителями.

Людмила ГРИГОРЬЕВА