Вечерний Северодвинск
Номер от 24 августа 2006 г.

Маленькая железная дверь в стене
Удастся ли жильцам достучаться до жилищников? То, что дом может быть неприступной крепостью, мы, жители 5-го подъезда одного из домов на Приморском бульваре, знаем теперь не понаслышке. Не так давно целых три дня подъездная дверь открывалась исключительно изнутри, снаружи была неприступна, как средневековый замок.

П АРУ МЕСЯЦЕВ до этого дверь вообще не закрывалась: в один непрекрасный день шпингалеты одной из створок оказались вырваны с мясом и кодовый замок стал бесполезной деталью. В подъезде стали появляться лужи, а в дождливые дни еще и шумные компании с пивом. А День ВМФ мы запомним надолго. Тогда в нашем подъезде появились уже не лужи, а целые озера и кто-то из жильцов, чтобы пробраться к лестнице, додумался застлать пространство до первой ступеньки сеном, а для надежности еще и пару досок уложить.

Соседки, встречаясь у подъезда, вздыхали:

- Неужели мужиков в доме нет, чтоб сделать эту треклятую дверь...

И тут же добавляли:

- Мой-то эту дверь уж сколько раз ремонтировал!

Про жилищников почему-то никто не вспоминал.

И вот оно, счастье: в какой-то из вторников дверь кто-то починил. Возвращаюсь вечером домой, подхожу к подъезду, набираю код, дергаю... Ничего. Пробую еще раз... Безрезультатно. Звоню домой - там пусто. Стою дурой у собственного подъезда, и тут мне на глаза попадается объявление: с 1 августа вам, уважаемые жильцы, придется раскошелиться, поскольку наши услуги дорогого стоят. Вот она, последняя капля!

В подъезд я попала через 40 минут. Позже пару раз бегала вниз открывать дверь соседке и детям. На следующее утро вместо «Здрасте!» жильцы спрашивали друг у друга новый код. Пробовали методом тыка найти нужную комбинацию. Так продолжалось два дня. Все напрасно. Замок сломался окончательно. В четверг дверь открыли настежь и прижали кирпичом. Добро пожаловать, граждане посторонние, по нужде или какой другой надобности, не стесняйтесь!

Дозваниваюсь до ЖЭКа и узнаю, что неисправный кодовый замок на подъезде - это исключительно проблемы жильцов. В имущество, взятое жилищниками в управление, дверь подъезда входит, а обслуживание замков не входит. Но даже если бы они очень хотели, а мы заплатили, помочь в жилконторе не могут: на 80 домов один плотник, причем квалификация его такова, что «как бы он вам там чего не повредил, хуже не сделал». Теперь у нас два варианта: фантастический - обратиться в фирму, которая этот замок в прошлом веке ставила, и привычный - сброситься самим, купить новый и самим же его поставить. А мы что, мы ж понимаем: проблема наша, нам ее и решать.

Ох и повезло же тебе, российский жилищник... Какой у тебя жилец хороший! Не капризный, дисциплинированный, покладистый. Что ни делай с ним - сопит себе! В позу вставать и «козу» делать - «платить не буду» - даже в мыслях нет. Но у людей есть право понять, за что с них требуют такие суммы. И разобраться, почему тарифы растут, а воз - качество обслуживания мест общего пользования - и ныне там.

В месяц наш подъезд (16 квартир) платит за обслуживание более шести с половиной тысяч, за ремонт - около 2 тысяч. В доме 8 подъездов, значит, 52 тысячи рублей стоит обслуживание, и 14 тысяч - ремонт. Можно еще на 12 умножить, чтоб вывести годовые суммы, не астрономические, конечно, но наши, кровные.

Сколько можно проникаться финансовыми бедами и кадровыми проблемами родного домоуправления? Взять да написать заявление в родной ЖЭК и попросить, да что там, как собственнику квартиры на основании Закона «О защите прав потребителей» потребовать предоставить данные, за какие работы и услуги платим по полтыщи рубликов в месяц. По федеральному законодательству, любая контора обязана ответить в течение месяца. В перечне услуг ЖЭКов прописано, что на письменные обращения любопытствующих и недовольных они ответят устно. Интересно, пошлют вежливо или многоэтажно, как умеют?

Утвержденные тарифы публикуются в газете. Но где и когда публиковались калькуляции на виды работ по дому, входящие в этот тариф? А в постановлении правительства «Об утверждении основ ценообразования в сфере ЖКХ» черным по белому: принципом ценообразования является «открытость информации о ценах и тарифах и порядке их утверждения». И уж если платить, то знать и своими глазами видеть, за что! Это наше право.

Нам говорят: если вы не видите в своем подъезде маляров, плотников, слесарей и электриков, это не значит, что они не работают. Понятное дело! Они, наверное, хитро прищурившись, прячутся по утрам за углом, ждут, когда жильцы разойдутся по делам, и бегом в подъезд - работать не покладая рук, прямо как сказочные гномы. Если бы так оно и было, то, возвращаясь вечером, мы бы почувствовали запах свежей краски, увидели свет новой лампочки и обязательно заметили бы целехонькое стекло, вставленное взамен разбитого. Или наконец-то оценили давно обещанную замену стояков с холодной водой. Но нет, в нашем подъезде, кроме страдалицы уборщицы, подрядившейся мыть лестничные пролеты, а на деле за те же деньги убирающей еще и общественный туалет, больше ничье присутствие не наблюдается. Хотя подъезд наш не из плохих: не хватает всего пары лампочек, одного стекла, да на первом этаже в дождь стена слегка подтекает. Но жить можно. Так, очевидно, и деятели от ЖКХ считают.

А мы так и не почувствовали себя собственниками многоквартирных домов и, стало быть, работодателями плотников и электриков. И не поняли, что скандалить и качать свои права поодиночке - бесполезно. Нужно объединяться и учиться отстаивать свои права, уметь задавать вопросы и получать на них вменяемые ответы. А вот и первые вопросы: если лифт - это общее имущество жильцов, почему никто не спросил их разрешения на расклейку в нем рекламных плакатов? И в чей карман идут деньги рекламодателей?

Кстати, точно знаю, что на Яграх появилась инициативная группа жильцов многоэтажных домов, которые пытаются добиться круглосуточной работы лифтов. Уже готово письмо в жилищную инспекцию с требованием вернуть деньги за «получаемую не в полном объеме услугу», готово письмо мэру и даже в Комиссию по правам человека при президенте России. А к кому ягринцам обращаться, как не к правозащитникам?

В правительство, которое в очередной раз обещает навести порядок в жилищно-коммунальной сфере? Или в Министерство регионального развития, которое совместно с Генеральной прокуратурой грозится провести масштабную проверку исполнения федерального законодательства, касающегося ЖКХ?

С трибун доносится и на бумаге пишется правильно. Согласно постановлению правительства, органы государственной власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг должны «исходить из необходимости обеспечения 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан». При этом изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг рекомендовано проводить «с учетом уровня доходов населения и мер по социальной защите малоимущих категорий граждан, а также реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания потребителей».

Как оно обстоит на самом деле, не мне вам рассказывать.

В объявлении об очередном повышении тарифов, висевшем на моем доме, есть ссылка не только на постановление Горсовета и распоряжение мэра, но и на пункт 4.1.1 договора на управление многоквартирным домом. Припоминаю, что заочное собрание было еще в прошлом году, но договор, на который ссылаются жилищники, еще никто из жильцов нашего дома не только не подписал, но и в руках не держал. А значит, договору тому грош цена - это вам любой юрист скажет. Но если найдется в городе собственник многоквартирного дома, поставивший свою подпись под таким документом, я с удовольствием с ним познакомлюсь.

Елена ОГОРОДНИКОВА