Вечерний Северодвинск
Номер от 24 августа 2006 г.

Кто позарился на «керенку» и бинт?
Наш музей тоже страдал от воров. Из единственного в России музея купеческого быта (Ярославщина, Тутаев) исчезла статуэтка серебряной совы (работы Фаберже) с глазами из чистых изумрудов. «На углу у Патриарших» - это кино. Из главного музея страны - Эрмитажа год за годом тянут экспонаты. И стянули уже до хохота много. Это – жизнь. «Сегодня», в общем. Такая невеселая предпосылка послужила поводом для встречи с директором Северодвинского краеведческого музея Валентиной Стуровой.

Справка

Для Эрмитажа, в котором до настоящего времени находится картина, «Даная» Рембрандта была приобретена Екатериной II в 1772 году в составе знаменитой коллекции барона Кроза во Франции и на протяжении многих лет являлась одним из непревзойденных шедевров эрмитажного собрания… Но 15 июня 1985 года картина, казалось, была утрачена навсегда. В то утро в зале Рембрандта неизвестный мужчина нанес полотну два удара ножом и облил его раствором серной кислоты. Впоследствии выяснилось, что преступник был душевнобольным человеком. Суд признал его невменяемым…

Реставрация картины обошлась в несколько лет и очень круглую сумму.

- ВАЛЕНТИНА Ивановна, как на фоне этих событий выглядит наш музей? Насколько надежно защищены его фонды, экспонаты, экспозиции?

- Во многих позициях по итогам прошлого года наш коллектив занял первое место среди музеев Архангельской области. Мы гордимся, что стали наиболее «продвинутыми» среди коллег. Сейчас модернизируем охранную сигнализацию. На разработку проекта этих работ нам выделило деньги Министерство культуры. Значительную сумму предоставляет областной комитет по культуре. В софинансировании принимает участие и городская администрация.

- Сколько единиц хранения находится в нашем музее? Сколько поставлено на учет?

- Наши фонды насчитывают около 50 тысяч единиц. Тридцать тысяч – основной фонд, и 20 тысяч – научно-вспомогательный.

- Любой музей предполагает наличие коллекций…

- Да, у нас есть живопись, графика, скульптура, изделия прикладного искусства, предметы нумизматики, мебель, аппаратура, фотографии, документы…

- Знаю, что в «хранилища памяти» иногда приходят люди далеко не с благочестивыми целями. Достаточно вспомнить «Данаю»…

- Валентина Ивановна, я продолжу свой вопрос. Бывали ли за время вашей работы в музее хищения?

- Я здесь уже почти двадцать девять лет. Случалось всякое, но, слава богу, нечасто. На моей памяти происходили утраты из фондов. В 80-е годы музей располагался на улице Капитана Воронина. Тогда был утрачен денежный знак – уже не помню, ассигнация или банковский билет. «Керенка» вроде, но врать не буду. И такое повторилось дважды. А как-то потом был утрачен «предмет».

- Вы имеете в виду кражу награды у Наполеона из «Восковых фигур»?

- Нет, такой факт произошел в Архангельске. У нас все «восковались» тихо.

- Тогда что за предмет?

- Как ни странно, бинт времен Великой Отечественной войны. Это не материальная кража, а скорее просто хулиганство. А сейчас, когда выставляются наиболее ценные предметы, существует локальная охранная сигнализация, витринная остекленная защита…

- Видеонаблюдение бывает?

- Его монтажом мы сейчас и занимаемся. Все это в свете реконструкции.

- Готовясь к встрече, я открыл для себя два новых термина – хранитель и смотритель. В чем различие этих должностей? Кто более матери-истории ценен: «Смотреть – охраняя» или «Хранить – осмотряя»?

- Хранителями мы называем наших научных сотрудников. А смотрители следят за экспозициями.

Хранители досконально изучают свою коллекцию. Например, ткани разных лет. Существует ведь множество нюансов в этом, казалось бы, нехитром деле. Но загадкам нет числа, а отгадки заносятся в электронную базу данных.

- В случае какого-то ЧП как должен действовать смотритель?

- В ближайшее время у каждого из них в кармане будет тревожная кнопка. Достаточно одного нажатия, и в музей оперативно прибудут спецслужбы.

- Валентина Ивановна, ваш музей горожане любят и ценят. И не скупятся на «обратную связь». Одна библиотека Иннокентия Бахтина чего стоит! А вообще, много ли в городе дарителей и предметы какого толка они вам предлагают – иконы, самовары, патефоны?..

- Жизнь диктует свои законы, и сегодня просто что-то дарят не всегда. Чаще предлагают за вознаграждение, пускай и символическое. Если мы нуждаемся в таком экспонате, то ищем спонсоров. Скажем, издательство «Северная неделя» помогло нам приобрести Библию, изданную первопечатником Иваном Федоровым…

Справка

Это издание сделало бы честь любому музею мира. Оно даже не нуждается в реставрации. Библия - четвертая книга, напечатанная Федоровым. Эксперты, изучавшие издание, отметили высочайшую редакторскую культуру и прекрасное качество печати, высокохудожественный рисунок гравюр и филигранный шрифт.

- Валентина Ивановна, думаю, что, как и мы все, музей живет не без проблем.

- Конечно. Прежде всего, нам катастрофически не хватает площадей. Ведь каждая коллекция должна храниться в отдельном помещении. Скажем, живописи нужен свет, который противопоказан графике. Металл (нумизматика) не должен соседствовать с деревом (мебелью). Но пока приходится идти на нарушения этих требований, хотя мы стараемся свести их к минимуму. У нас есть ряд предложений к комитету по управлению имуществом, но вопрос пока остается открытым. Еще одна головная боль – устаревшие компьютеры. Недавно нам удалось приобрести новую специальную компьютерную программу, но старая техника не позволяет использовать ее с наибольшей эффективностью. О новых компьютерах пока только мечтаем…

- Большое спасибо за разговор. Благодарных вам посетителей, интересных выставок и редких (частых) экспонатов.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ