Вечерний Северодвинск
Номер от 24 августа 2006 г.

Улица голубых елей
Среди разноголосья и разноцветья городских улиц эта выделяется торжественностью, если угодно, некоторой долей официальности. Это неудивительно…

ЕСЛИ обратиться к истории города, то мы вспомним, что архитектурный ансамбль площади Победы окончательно сформировался в 1964 году, с завершением строительства Дворца культуры. А стройка потекла дальше, а значит, двинулась на пустошь и улица Плюснина. Поэтому и сочетаются в ней, такой, в общем-то, недлинной, столь причудливо совсем разные архитектурные – и не только – стили. Торговые ряды – настоящий местный Пассаж. Пестрят красивые названия, нарядные вывески: «Вальс цветов», «Барс», «Улыбка». Ассортимент тоже красивый, и цены иногда веселят. Здесь почти всегда многолюдно: кто-то спешит озабоченно, кто-то, напротив, просто фланирует. На все это сурово взирает клубный корпус ДКиС Ленкома, бдительно поднимают тяжелые лапы голубые ели…

Сразу за «сталинскими» домами уютно расположилась мэрия. По тому, как она выглядит сейчас, я бы решился ее назвать официальной городской улыбкой: уложена аккуратная плитка, радует взгляд пандус. Везде бы так! Напротив площадка, облюбованная молодежью, и сквер, место отдыха пенсионеров, - отсюда бодрое смешение официоза с непринужденностью. Тут же и один из немногих в городе общественных туалетов… А в сером однообразии пятиэтажек – это если держать путь к улице Гагарина – выделяется похожее на сказочный теремок здание. Пример того, как из грязи делаются князья, в хорошем смысле: из развалин общепитовской точки «Дружба» получился сначала торговый комплекс, а сейчас офис Сбербанка.

Но мы вернемся назад – туда, где на доме с номером 1 установлена памятная доска в честь Ивана Афанасьевича Плюснина, чьим именем названа улица. Этого человека горожане знают меньше, чем других руководителей Молотовска - Северодвинска. Иногда спрашиваю ненавязчиво: кто он, этот Плюснин? В ответ в лучшем случае пожмут плечиком, а то и назовут полярником или подводником. Впрочем, это и неудивительно по нынешним временам. Плюснин ведь возглавлял горком партии с конца 1941 по 1951 годы. Компартия?! Ныне мы строим капитализм с неизвестно чьим лицом. Стоит ли славословить местных капитанов ВКП(б)-КПСС?

Но вдумайтесь, люди, какие то были годы. Война, голод, бомбежки, порт, юный завод и юный же город, поражения и победы, ленд-лиз, разруха и бурное строительство – и за все отвечал он, и все это пропущено через сердце. Что мы знаем об этом человеке? Мне, может, повезло чуть больше: моя мать работала с Иваном Афанасьевичем. Совсем еще девчонка, она была техническим секретарем в горкоме сначала комсомола, затем партии. И конечно, потом она рассказывала мне о своем руководителе. Внимателен, доступен (чего недостает большинству руководителей нынешнего разлива). Помог получить комнату своей сотруднице, дочери погибшего первостроителя; рекомендовал ее, 20-летнюю, в партию – тогда это дорогого стоило. Первый секретарь рано ушел из жизни – пятидесяти двух лет. Здоровье погубила работа на износ в тяжелейшие, хотя по-своему и очень радостные годы.

И отрадно, что имя его все-таки не забыто. Улица носит его имя с апреля 1961 года, и, уверен, так будет всегда.

Вновь иду по улице Плюснина. Пульс ее бьется учащенно, но здорово, люди улыбаются, ныряют в магазины, у арки стоит влюбленный с цветами. И неслышно шелестят красавицы ели, охраняя суетность и покой деловой и праздничной этой улицы. Улицы Плюснина.

Александр ТОКАРЕВ

Отмечено на летучке

На очередной летучке журналисты нашей газеты определили лучшие материалы внештатных авторов в прошлом номере.

Это опубликованный в «Корабельной стороне» материал Яны Потаповой «Севастопольское эхо «Курска», сочетающий проникновенное повествование о человеческих судьбах и публицистические отступления; письмо Анатолия Колмакова, предлагающего неожиданное решение актуальной проблемы; эмоциональное письмо Марины Серебряковой «Вышел мишка погулять».