Вечерний Северодвинск
Номер от 1 августа 2006 г.

Ни тычка, ни поклевки
Рыбак и рыбка в сетях закона. За один выезд инспекторы рыбнадзора составляют не меньше пяти протоколов об административном нарушении - ловле рыбы при помощи сетей. Вопрос о правомерности действий инспекторов сложный, а потому споры возникают постоянно.

ОБЫЧНО инспекторы дежурят по двое, а вот рыбаков-нарушителей иной раз бывает с десяток, многие с оружием. И куда денешься, традиция - частенько выпившие. Вот и приходится проявлять мастерство переговорщика, чтобы без конфликта ситуацию разрешить. А отступать, опасаясь неприятностей, инспекторам как-то не к лицу, да и не по-мужски.

Иногда по-хорошему договориться не получается. Например, 30 мая Александр Ворона на озере Новом ловил рыбку жаберной сетью. Когда его за этим увлекательным занятием «попалили» инспекторы, Александр Николаевич сначала долго спорил, а потом и за топор схватился. К счастью, до греха дело не дошло. Буйного повязали. По поводу выловленной рыбы суд уже вынес свое решение, признал рыбака виновным в нарушении правил любительского лова и взыскал с Вороны 500 рублей. А вот по поводу нападения на инспекторов решать будет уже прокуратура.

Ведущие специалисты рыбнадзора Константин Смирнов и Александр Попов пришли в редакцию «Вечерки», чтобы сложность своих отношений с рыбацкой братией объяснить.

- Почти каждый нарушитель начинает с нами спорить, мол, правил рыбной ловли нет, штрафовать не имеете права. Что не запрещено, то разрешено, одним словом. У нас уже несколько подобных случаев было рассмотрено в суде, и всегда решение принимали в нашу пользу. Мы свои права знаем и штрафные санкции без повода не налагаем.

Но кое в чем рыбаки все же правы. Правила рыболовства в Архангельской области отменены в судебном порядке в 2005 году, поскольку их создание на областном уровне незаконно. А именно они четко определяли, что любительское рыболовство разрешено только с использованием несетевых орудий. И вот правил нет. Получается, лови как хочешь, хоть динамитом глуши?

- Да, областные правила отменены. Но существуют федеральные правила рыбной ловли в бассейне Белого моря. Действуют они с 1967 года, а уж их-то никто не отменял. В соответствии с этими правилами спортивное и любительское рыболовство должно вестись без использования сетей, кроме специально отведенных для сетевой ловли мест. На сегодняшний день таких мест на Белом море и входящих в его акваторию водоемах нет.

Получается, что для любителей рыбалки сети запрещены в любом случае. Только удочка, спиннинг и донка. Но есть у рыбаков и второй аргумент в защиту любимого метода промысла.

Статья 25 Федерального закона № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» по факту разрешает сетевое рыболовство «в целях обеспечения традиционного образа жизни... малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

Вот на этот-то пункт и возлагают свои надежды северодвинские рыбаки, смело причисляющие себя к поморам. Тем более что борьба за признание поморов малым народом - дело в области популярное.

В апреле этого года депутаты областного Cобрания подготовили письмо в департамент рыболовства Министерства сельского хозяйства РФ. Ответ директора департамента Александра Фомина авторов письма и рыбаков порадовал: «Для осуществления традиционного рыболовства выдача разрешения не требуется».

- Каждый второй рыбак теперь нам заявляет, что он-де помор и занимается традиционным промыслом, - рассказывает Константин Смирнов. Но дело-то все в том, что в перечне малочисленных народов поморы пока не фигурируют. Грандиозная идея признания поморской национальности еще далека от успешного завершения. И опять-таки никаких оснований для забрасывания сетей у местных рыбаков нет.

О каком-то традиционном промысле можно говорить в глухих северных поселках, где до сих пор рыболовство чуть ли не единственный способ существования. Но для северодвинцев этот пункт совершенно не подходит.

В результате право на использование сетей для рыбной ловли имеют только некоторые наши предприятия - СМП, хлебокомбинат и другие. Рядовым же гражданам сети строго противопоказаны.

При всей законности действий инспекторов рыбнадзора интересы рыбаков все же никем не защищаются. Даже для законопослушного человека выхода нет. Уж и готов иной рыбак заплатить и оформить законное разрешение на вылов сотни килограммов селедки или наваги, да негде.

В результате придется ждать либо изменений в правилах рыболовства, либо создания органов, выдающих разрешения на использование сетей, либо признания поморов малым народом. В противном случае нарушение и наказание неизбежны.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН