Вечерний Северодвинск
Номер от 20 июля 2006 г.

Выбрось эту дурь из головы!
Лучше выпить, чем попробовать наркотик. Наркотики – страшное зло. Не тратя лишних слов, на этом можно поставить точку, и жить, бороться, учиться быть счастливым согласно этой аксиоме. Наивно считала, что с нею согласны в глубине измученной души даже наркоманы. То, как заблуждалась, поняла из разговора с молодым, образованным, уважаемым мною человеком. Сам ни разу не пробовавший «дури», он пытался доказать, что я отстала от жизни, что эта зараза – неотъемлемая часть так называемой клубной культуры современности, что его друзья и друзья друзей пробовали - и ничего страшного... Подумала – разыгрывает. Оказалось, убежден. В ответ, отойдя от удивления, отвечала цитатами из интервью с врачом-наркологом Владимиром Поповым: «легкие» наркотики – миф, «чистые» - тоже…

- БЕСПОЛЕЗНО, - не сомневается Владимир Петрович после пересказанного ему спора. – Каждый в этом случае останется при своем мнении. Только двух правд на одно действие быть не может.

- Наш оппонент такой аргумент привел: лучше культурно побалдеть от «нестрашного» наркотика, чем стать «синяком» от пьянки.

- И тут отстаете от жизни, неумеренно пьющих теперь «сиятельствами» называют… «Легкий» наркотик или крутое пьянство? Вопрос, конечно, интересный, а ответ очевидный: ни то ни другое. Но если спросите, что лучше – однократно выпить рюмку хорошего коньяку, водки или однократно попробовать наркотик, отвечу – лучше выпить.

- В споре с молодым человеком мне удался только один аргумент, безоговорочно принятый: еще раз обсудим эту тему, когда он станет папой. С какого возраста ребенка посоветуете отцу поменять сегодняшнюю позицию непротивления?

- Самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию – 12-17 лет. Но думаю, что с двенадцатилетним разговаривать уже поздно. Клей сегодня нюхать начинают пятилетние.

- И в Северодвинске такие случаи есть?!

- Есть, конечно. Чем мы хуже?

- Владимир Петрович, а как не переборщить в борьбе? Если каждый день бубнить: «Наркотик – бяка», можно и навредить.

- Можно. Если мама постоянно твердит, что это плохо, а Васька из соседнего дома колется и говорит «хорошо», то почему бы самому не попробовать? Доводы родителей не должны быть навязчивыми, один-два раза поговорить с ребенком, но очень аргументированно – этого достаточно.

- Ощущение складывается, что общество наше не запаслось еще аргументами.

- Даже у государства нет единой политики: то коробками анашу носить можно, то нельзя. А пока ее нет, я могу сколько угодно говорить, а вы – писать, ничего не изменится. Не скажешь же Владимиру Владимировичу: дайте порулить.

- А если бы дал?

- Начать следует с признания: это проблема из категории прямых угроз национальной безопасности. Но пока даже с прямой пропагандой наркотиков не считают нужным бороться.

- Разве она есть? Не замечала.

- Смотрите телевизор? И что там мелькает? Сначала популярнейший певец выступит, потом кто-нибудь из его окружения намекнет: человек принимал или принимает наркотики. В головах миллионов поклонников тут же срабатывает: наркоман, как поет замечательно, значит, можно потреблять и прекрасно жить.

- На городском уровне что-то можно сделать? Ведь адреса процветания «клубной культуры» всем, кто хочет знать, хорошо известны.

- Девять лет назад Московская дума приняла такой закон: если при проверке дискотеки милиция обнаружит людей в состоянии наркотического опьянения или установит факты употребления и распространения наркотиков, в первый раз на владельца заведения будет наложен штраф до 500 МРОТ. Во второй раз деятельность фирмы может быть признана социально опасной, вплоть до лишения лицензии, расторжения договоров аренды. Закон действует. Правда, наркоманов в Москве от этого не убавилось.

- Вот и я о том же. Получается, бесполезно?

- Если из цепочки поставщик - продавец - потребитель извлечь последнее звено, бесполезной будет деятельность двух первых. А пока им есть для кого работать, цены на черном рынке сегодня такие, что одуреть можно.

- Владимир Петрович, для женского организма алкоголизм страшнее. А наркотики?

- То же самое. Зависимость наступает быстрее, злокачественнее протекает, страшнее последствия. Кого родит больная мать? Скорее всего, наркомана.

- Мужской образ этот диагноз вызывает. Может, наша сестра все-таки умнее?

- По моим наблюдениям, так называемые «легкие» наркотики мужчины и женщины сегодня потребляют наравне, пятьдесят на пятьдесят.

- В полной уверенности, что это просто баловство, подкрашивание жизни.

- Кто сможет «соскочить» – непредсказуемо. Это как в случае с пневмонией: два больных одного возраста, с одинаковым диагнозом, с одинаковой температурой и лечением. Но один через три недели поправится, а другой месяцами болеть будет.

- В чем разница?

- В активном желании выздороветь.

- Наркоман опаснее алкоголика?

- Гораздо опаснее. Знаете, сколько нужно принять спиртного, чтобы затуманить мозги до такой же степени? Даже самые отпетые «сиятельства» в этом случае скажут: «Нам столько не выпить!»

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА