Вечерний Северодвинск
Номер от 20 июля 2006 г.

Кто-то - букетом, кто-то - веником
Так по-разному встречают северодвинцы людей с удостоверениями Всероссийской сельскохозяйственной переписи

Место действия - Большая Кудьма, деревня Таборы. Один из многих пунктов, которые должны быть обследованы при переписи. Накрапывает дождь, и хозяйка сразу гостеприимно приглашает в избу гостей.

ПОКА переписчик под наблюдением инструктора раскладывает на столе бланки, мы, газетчики, специально спрашиваем разрешения и нам поработать: при переписи строго соблюдается условие анонимности.

- Да меня и так полгорода знает, - улыбается Зинаида Васильевна Оглуздина. У заслуженного учителя России, пусть и ушедшего на отдых, есть право так говорить.

В Таборах в родовом, можно сказать, доме Зинаида Васильевна и ее супруг Алевтин Захарович живут с апреля по октябрь. Дети навещают, помогают. Скучать не приходится, хозяйство приусадебное большое и, как сразу видится, ухоженное, легче назвать культуру из произрастающих в нашей местности, которую здесь не выращивают. Правда, скотины и птицы не держат, но это теперь вообще редкость в окрестностях Северодвинска. Ответы на анкету переписи предсказуемые: наемного труда не использует (хотя есть и те, кто платит, чтобы участок вскопали или сена накосили), урожай выращивает для собственного потребления...

Таких жителей здесь немало. Не исключено, что кто-то и чаще бы переезжал из деревни в город и обратно. Но, как говорится, все упирается в деньги.

- Обязательно напишите, что все пенсионеры жалуются на дороговизну проезда за город! - говорит переписчик Наталья Волкова. - В один конец до той же деревни Таборы на одного человека - двадцать рублей. Для кого-то это непосильно...

Что ж, пишем...

На прощанье Зинаида Васильевна трогательно настаивает, чтобы гости увезли с собой пакет клубники и свежесрезанный букетик. Одно удовольствие пообщаться с интеллигентным человеком!

К сожалению, далеко не все принимают переписчиков столь радушно. Кое-где их почему-то и к Сталину (!) отправляли, и бранили нецензурно, и веником - в прямом смысле - норовили достать... Что уж говорить о случаях простого отказа отвечать на любые вопросы! Объяснения этому приходится додумывать на основе отрывочных слов «уклонистов». Кому-то, несмотря на предварительные разъяснения, переписчики кажутся просто подозрительными личностями, а кто-то обвиняет их: «Опять налоги выдумать хотите!»

Между прочим, по моему скромному мнению, именно последнее обстоятельство заслуживает не меньшего внимания, чем любые полученные при переписи сведения. Лишнее, в общем-то, доказательство, что за полтора десятилетия «реформ» миллионы граждан России исполнились убеждения в коварном и зловредном характере любых инициатив власти и готовы при всяком случае занять круговую оборону. Особенно когда видят перед собой всего лишь хрупких женщин, все «оружие» которых - фирменные бейсболки и удостоверяющие личность карточки...

Жаль, что именно этот, право, многозначительный, факт не будет отражен в официальных итогах переписи. И уж конечно, никак не будет учтен власть имущими.

Станислав ЗЕЛЯНИН