Вечерний Северодвинск
Номер от 20 июля 2006 г.

«Демократия - это дисциплина»
Но и дисциплина - это демократия, уверен Алексей Балахонов. Без слова «дисциплина» трудно говорить об Алексее Балахонове, директоре ПУ-22, на днях ушедшем на заслуженный отдых. Казалось бы, человек, так любящий это слово, должен быть суров и неприступен, но с Алексеем Павловичем разговаривать очень легко. Хотя, может, парадокса нет?..

На Магнитке

- Год рождения - 1937-й, - почти по-военному начинает автобиографию Алексей Павлович.

Деревенский, со Смоленщины. Семилетка, ФЗО - и направление на работу в Тюмень. Через два года молодого каменщика направляют в магнитогорский индустриально-педагогический техникум. Затем начинается работа на магнитогорском заводе, выпускавшем керамзит и другие стройматериалы. Здесь-то Алексей Балахонов и отличился: последовал популярному в те годы почину ткачихи Валентины Гагановой, перешедшей в отстающую бригаду и выведшей ее в передовые. Вот и молодой мастер Балахонов за год, как сказано в характеристике, поднял дисциплину и производительность труда отстающей смены. Алексей Павлович рассказывает об этом кратко. Пили люди. А ведь работа шла с расплавленным шлаком... Но, видимо, совесть рабочие не пропили. Увидели, что новый мастер стал и за грузчика, и за кантовщика работать, - и постепенно сами подтянулись, речей на собраниях не потребовалось… Впрочем, и словом наш герой владел вполне. Успевал и сатирическую газету «Крокодил» редактировать.

О Магнитогорске Алексей Павлович и сейчас, спустя почти полвека, говорит увлеченно.

Три счастливых года

Но самым, пожалуй, счастливым временем в жизни Алексей Павлович считает армейскую службу. Три года в учебном танковом полку в Черновцах.

Обычных, мирных сложностей армейской жизни выпало немало на долю Алексея Павловича. И все же те три года вспоминает лишь добром. Дружба, понимание товарищей… И дисциплина, конечно, как без нее. Что касается современной дедовщины, то в нее Алексей Павлович, опираясь на собственный опыт службы, даже не верил долго:

- У нас любой сержант за своего курсанта горло бы перегрыз! И как это - в моем отделении непорядок?! С курсантами достаточно было просто поговорить, чтобы все всё поняли…

Тревога наша

После армии Алексея Павловича направили в Северодвинск.

После недолгой работы в 21-м училище в 1964 году он приступил к работе заместителя директора 22-го училища. Заочно окончил АЛТИ. В 1984 возглавил училище и должность директора оставил только сейчас, летом 2006 года. Список наград занимает одиннадцать строчек. Может быть, резонно ждать от столь многоопытного руководителя ностальгии по былым временам расцвета профтеха?

Нет, такой ностальгии я не заметил.

Правда, Алексей Павлович о многом сожалеет. О том, что нет ясности с развитием профтехобразования: все постепенно передается на местные бюджеты, все в страхе перед демографической ямой, ожидаемой со следующего года, - но ведь дальновидные политики должны же обеспечить какой-то резерв! И о том сожалеет, что город не строится и что потому перспективы многих будущих строителей - каменщиков, крановщиков - туманны. О том, что недостаточно востребован и труд, допустим, швей и портных. И о том, что на рынке труда царит хаос, а предприниматели в подготовку специалистов для себя обычно не вкладывают ни гроша.

Правда, эффективно идет сотрудничество с Центром занятости, по заявкам которого в ПУ города обучают по наиболее востребованным специальностям. Директор Балахонов пытался изменить ситуацию и на других «фронтах». С теми же предпринимателями затевал переговоры, предлагал планы: почему бы, скажем, не подготовить из выпускников-автослесарей продавцов-консультантов специально для перспективного автосалона? Или на базе группы сантехников обучить будущих работников профильного магазина? Но, кажется, не все бизнесмены продумывают отдаленные перспективы. Может, не имеют возможностей - проблемы местного бизнеса известны. А может, просто предпочитают сиюминутный доход за счет работы пусть и быстро меняющихся и неквалифицированных, но дешевых работников.

Низкая оплата труда - еще одна тревога директора. Речь идет не только об учащихся: иной мастер производственного обучения в 22-м тоже получает тысячи по четыре в месяц. Но и за молодежь обидно. Вот девушка, получившая специальность официанта-бармена, за праздничную ночь в частном заведении зарабатывает сотню рублей - как к этому относиться? Обидно - потому что молодежь нынче хорошая.

Чего не умеет директор

Признаюсь, не ожидал такой оценки от директора старого закала. Оказалось, претензий к ребятам у него нет. «Настоящая молодежь настоящего времени» - такая вот характеристика.

По наблюдениям Алексея Павловича, учиться ребята и девчата хотят, и базовый уровень образования и интеллекта у них довольно высокий, хотя будущие медалисты редко идут в ПУ. И творческих натур среди них много… В общем, в училище всегда что-то «крутилось, вертелось, двигалось», с удовольствием говорит бывший директор. Интересно с ребятами было. Потому-то близкие Алексея Павловича уже давно смирились с тем, что отпуск у него - недели две, все остальное время он проводил в училище. Чему-то, может, и у воспитанников учиться приходилось.

А учиться Алексею Павловичу не привыкать. Не понаслышке знает он ремесла каменщика и печника, штукатура и маляра, столяра и плотника; выжигать любит, рисовать; о дачных заботах и говорить нечего… За двадцать лет работы в качестве замдиректора по учебно-производственной работе освоил большую часть специальностей, по которым готовили в училище. Иначе не сложится работа и с мастерами, и с учащимися, уверен наш собеседник: если начальник чем-то недоволен, то должен показать, как следует делать!

Вот только электросварку так и не освоил, не без сожаления признается Алексей Павлович.

Но, наверно, чем-то новым овладеет на заслуженном отдыхе.

Станислав ЗЕЛЯНИН