Вечерний Северодвинск
Номер от 11 июля 2006 г.

Штрафовать или строить парковки?
В СМУП ЖКХ предлагают цивилизованные формы примирения автомобилистов с теми, кто борется с засильем автомобилей во дворах

Рейд «Вечернего Северодвинска» по дворам показал весьма безрадостную картину. Собственно, а чего ж было ожидать, если город ударными темпами застраивался совсем в иную эпоху, когда трудно было даже помыслить, что мы столкнемся с автомобильным бумом. И в том, что градостроители не предусмотрели в своих проектах парковок, кого сегодня винить? Крайними, к сожалению, остались владельцы машин, вынужденные оставлять своих любимцев на газонах, на детских площадках, вплотную под окнами своих домов.

Мы все же сделали «открытие». Как оказалось, неравнодушные люди в СМУП ЖКХ продвигают проект комплексного обустройства дворов в центральном квартале под № 36. Инициатива, заслуживающая внимания. Дай бог, в Северо-двинске появится опыт, который стоило бы распространить.

На схеме обустройства 36-го квартала красным цветом обозначены двенадцать внутридворовых автостоянок. Это первая попытка жилищников вывести проблему парковок за красные флажки ограничений. Что делать, если в генплан эпохи развитого социализма автостоянки не вписывались. Не было такой директивы, автомобиль вообще считался предметом роскоши. Увидеть «Москвич», а тем более «Волгу» во дворе - разговоров на день. Сегодня картина обратная, ежегодно количество автомобилей в городе прирастает на 5-7 тысяч, а тесные дворики все те же. Чтобы припарковаться, водители вынуждены залезать на газоны. Как быть?

С заместителем начальника СМУП ЖКХ Леонидом Старостиным мы даже приблизительно не смогли оценить, о каком количестве легковушек, заполоняющих любые мало-мальски пригодные участки земли, может идти речь. Это центр города с множеством деловых офисов и магазинов, сотрудники которых паркуют свои авто здесь же.

- Если создать обустроенные стоянки, порядка станет больше, - уверен Леонид Александрович. - К тому, что «нарисовано» на схеме, приложили руку активисты района, кто понимает, что, сколько ни штрафуй, водитель все одно вынужден будет ставить машину на газон. Иначе рискует подставиться под удар, дороги-то узкие.

Как выход из положения за счет расширения проезжей части можно спланировать парковочные карманы. Чтобы такая схема не вызывала раздражения, автомобили следует размещать таким образом, чтобы при запуске двигателя выхлопные газы направлялись в глубь двора, а не в окна жильцов первых этажей. Так принято в Германии, в других странах, где проблема парковки не менее остра.

Кстати сказать, по правилам нового Жилищного кодекса автолюбителям договариваться со своими «безлошадными» соседями по-любому придется. И хорошо, если стороны придут к согласию. Не получится, тогда с дикими парковками никто не совладает. Карать? Стражам дорог вернули такие полномочия с 26 мая. В течение месяца, как сообщил прессе инспектор ГИБДД Юрий Ливенцев, выявлено 50 нарушений областного закона о порядке размещения транспортных средств. По их собственным оценкам, удается регистрировать лишь треть незаконных парковок. И то в зоне проезжей части городских магистралей.

За чистоту газонов внутри кварталов отвечают участковые. Плохо верится, что УВД под силу справиться с неуправляемой тысячеколесной «гидрой».

Так не лучше ли пойти по пути, который предлагают в СМУП ЖКХ? Да, обустройство тех же парковочных карманов рядом с домами зачастую не обеспечит 100-метрового коридора, как того требуют существующие нормы. Но это позволит привести те же обочины в порядок, ограничить проезд машин в глубь двора. Удовольствие, как признал мой собеседник, не дешевое, каждый квадратный метр парковки обойдется бюджету в 600-700 рублей. На обустройство одной стоянки - 6-7 тысяч! По городу пока что счет на парковки измеряется в единицах.

- Это не должно смущать, - оптимистично настроен Леонид Старостин. - Если по тому же

36-му микрорайону план комплексного благоустройства будет утвержден, мы можем продвигаться вперед. Скажем, в первую очередь включено создание детских площадок и игровых комплексов, укладка пешеходных дорожек, что оценивается в три с лишним миллиона рублей. А дальше, при финансовой поддержке коммерческих предприятий, можно говорить и о строительстве парковок. Была бы поддержка от населения.

Существенное дополнение. В СМУП ЖКХ готовы вынести свой проект на широкое обсуждение. Оно, собственно, уже идет.

Василий РАШЕВ