Вечерний Северодвинск
Номер от 6 июля 2006 г.

Не все художники сво...
Беспокойное хозяйство Ирине Писковниной только в радость. С заведующей выставочным залом Центра культуры и общественных мероприятий мы беседуем в помещении, где словно смешались пространство и время: суровая красота Кий-острова соседствует с ярким разнотравьем лугов, пронизанная солнцем корабельная сосновая роща всего в метре от заснеженных церквушек и часовенок. Просто глаза разбегаются от красоты небывалой!

- ИРИНА Николаевна, что определило ваш выбор этой работы?

- Наверное, состояние души. Всегда была неравнодушна и к живописи, и к творческим людям. Большую роль сыграл Петр Афанасьевич Масло, который после ухода на отдых благословил меня на эту должность. Его беседы о живописи были настоящим откровением. Он бесконечно интересно рассказывал и о полотнах, и о самих авторах. Считаю Петра Афанасьевича своим Учителем. Хотя до сих пор учусь в каждой картине открывать для себя новый мир.

- Некоторые обыватели считают, вероятно, что ваша жизнь – сплошной праздник. Изо дня в день видите такую красотищу. Не жизнь – малина! А ведь, как и в любой другой работе, встречаются наверняка подводные камни, сложности, сомнения, трудности...

- И организация, и оформление любой выставки требуют очень много сил и энергии. Сложности бывают в отношениях с авторами, все-таки разные темпераменты, разные характеры. А нужно найти подход к каждому художнику. К людям искусства нужно более внимательное отношение, и тут не обойтись без основ психологии.

Бывает, кто-то из художников спрашивает: «Как ты можешь ладить с таким-то человеком?» Отвечаю: «Я вижу в нем только достоинства. Для меня этого достаточно. А капризы и издержки характера оставляю без внимания. В любом человеке хорошего больше». И когда человек находит отзвук своим положительным качествам, тогда с ним успешным оказывается любой проект. Среди художников и Северодвинска, и Архангельска, по сути, нет такого человека, который не нашел бы со мной общего языка. Каждого автора я просто люблю, и это возвращается добрым отношением и взаимопониманием. Я умею находить в людях ту черточку, которую пока не нашел никто, пусть это и звучит немного высокопарно.

- Действительно, художники – люди сложные, зачастую очень ревниво относящиеся к успехам друг друга…

- Но я знаю и тех, кто критику или замечания воспринимает адекватно. Бывает, подскажешь кому-то при оформлении экспозиции, что вот эта картина, по-моему, не совсем на месте… Вспыхнет, уйдет, а наутро звонит: «А знаете, Ирина Николаевна, ведь вы были правы, обязательно перевесим». А есть те, кто считает себя выше всех. Сказал что-то против - и ты уже враг номер один, причем надолго. Обидчивость авторов связана еще и с тем, что не каждый из них способен продать свой труд, свой талант. Одному это удается легко, а другой комплексует, не может себя публично подать. Отсюда замкнутость, неуверенность в себе. Таким авторам мы готовы прийти на помощь. Не случайно одна из наших функций именно выставка-продажа картин.

- Ирина Николаевна, в любой работе важен результат. По каким критериям вы оцениваете успех той или иной выставки? По количеству посетителей или по содержанию записей в книге отзывов?

- Важно и то и другое. Всё – главное. Когда люди, побывав у нас, сохраняют память о художнике или о какой-то конкретной работе на долгие годы, это ведь тоже положительный результат. А отзывы… Не всегда люди пишут в книгу от души. Бывают и чисто формальные странички: «Пришел, посмотрел, понравилось, подпись».

- Это как наскальная живопись – «Здесь был Вася»?

- Очень близко к тому. До слез жалко бывает, когда работаешь над выставкой не один день, отдаешься ей полностью, проходит месяц, и она разбирается. Пустеют стены, как корова языком слизнула. И понимаешь, что именно этой выставки уже никогда не будет. В такие дни у меня наступает глубокая депрессия, тоска. И когда люди при встрече вспоминают о каком-то полотне, становится теплей на душе, понимаешь, что все было не зря, не напрасно.

- Сейчас лето, пора межсезонья, время летних отпусков. Но тем не менее нельзя жить без взгляда в завтра, без творческих планов. Таковые на осень-2006 и далее у вас имеются?

- Планов у нас громадье, но вся сложность, как обычно, в финансировании. С этого года выставочная деятельность не получает со стороны ни копейки поддержки. Во всем мире выставки никогда не приносят баснословных доходов. Раньше у нас было до шестнадцати выставок в год по различным направлениям. Но теперь их число по объективным причинам мы будем вынуждены сократить.

Но планы мы все же строим, надеемся, что какую-то из выставок власти и профинансируют. Например, без подобной помощи не будет возможна

областная выставка «Север», которую мы предполагаем открыть уже седьмой раз. Это будет большой потерей и для творцов, и для горожан. Северодвинцы просто не смогут посмотреть отчетную выставку Архангельского отделения Союза художников России, где очень много авторов самых разных художественных школ и направлений.

Обязательно проведем выставку Сергея Круглова, Владимира Петрова, которому исполнится 55 лет. Есть планы отдельно показать красоту Кий-острова глазами разных художников. Очень много посетителей привлекает традиционная выставка фиалок, которую на будущий год мы обязательно проведем.

- Ирина Николаевна, большое спасибо вам за эту встречу. Примите искренние пожелания новых успехов в вашем подчас незаметном, но таком благородном деле.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ