Вечерний Северодвинск
Номер от 6 июля 2006 г.

ЕГЭ в ресторане не сдашь
Хорошо, что наконец закончились эти выпускные экзамены! Переживания, нервотрепка, споры… Но, думаете, кто больше нервничал – родители или дети? Конечно, родители. Они ведь не знают, какова теперь «кухня» получения оценок в аттестат. А ученик давно обо всем предупрежден, информирован, снабжен практическими советами…

Простите меня те, кто на самом деле учит и сдает экзамены на совесть, – вам это пригодится. Радостно, что есть еще такие ребята. Но горько, что их количество уменьшается. Два одиннадцатиклассника пояснили мне: «Этот цирк будет продолжаться, пока не введут сдачу всех экзаменов в виде ЕГЭ, когда нельзя будет ученикам списать, а учителям – подправить».

Подправить… Мягко сказано! Вот представьте себе следующие «веселые картинки» при традиционной сдаче экзаменов.

Школа проходит аттестацию. Страх неимоверный: ученики не напишут тест – школа лишится высокого статуса, у администрации появится море проблем. А написать-то сложно, когда в классе сидит представитель управления образования. Но фантазии и сообразительности завучей нет границ. Опытным учителям дается указание быстро прорешать все варианты теста, не вставая со своего законного места за столом, написать ответы на заготовленной маленькой бумажке и передать ее сидящим за первой партой. Волшебная бумажка успевает побывать в руках всех учащихся. Результаты потрясающие!

А вот экзамены в выпускных классах. Предмет – история, форма – защита рефератов. Экзаменационной комиссии представлены несколько работ, темы которых вовсе не соответствуют заявленной теме. Ученики даже поленились подкорректировать тексты и убрать интернетовские иероглифы с распечатанных листов. А зачем? Все равно получили «отлично».

В соседней аудитории ребята отвечают биологию по билетам. Семнадцатилетний красавец никак не может озвучить ответ на второй вопрос. «Тут даже «тройки» много», - возмущается ассистент. Но учитель шепчет ему на ухо: мол, вечером педагогов ожидает ужин в ресторане – интересно, по чьей «вине»?» И вот уже коллеги перестают спорить по поводу ответа непутевого ученика…

На другой день пишется изложение с элементами сочинения. Одиннадцатиклассникам, оказывается, намного проще. Более половины ребят пришли на экзамен уже с текстами для изложения (говорят, что в Интернете все можно найти). Откуда тексты – непонятно, но то, что они присылаются в школы в конвертах, а не разыгрываются на лототроне, как на экзамене в девятом классе, знают многие. Все же и девятиклассникам не стоит расстраиваться. Учитель прочитает текст по слогам три раза вместо положенных двух, творческую часть в двух разных вариантах надиктует, а если уж ученик совсем «ни то ни се», что ж, при проверке работ все будет приведено в божеский вид.

А вот с медалистами сложнее. Дотянули их за уши, как говорится, до окончания школы, а теперь им самим надо поднапрячься. А медалисты школе ох как нужны: имидж, место в невидимом межшкольном соревновании, очередные похвалы и премии. Но ЕГЭ по алгебре (обязательный в этом году) смог выявить «липовые» и настоящие знания.

«Картинки» оказались совсем невеселыми. Вспоминаются былые времена – безобразия такого не было. И кто в этом виноват?..

А у господ учащихся еще все впереди. На платное отделение вуза, конечно, зачислят хоть с какими знаниями, но на работу уже начали брать, внимательно разглядывая вкладыш диплома и проводя предварительное тестирование.

Ольга ПЕТРОВА