Вечерний Северодвинск
Номер от 6 июля 2006 г.

Серая шаль, дом обветшалый...
Улицы старого города полны воспоминаний. Теперь я редко бываю в старой части города. Каждое посещение вызывает чувство тихой печали: больно видеть, как дряхлеют и буквально готовы рухнуть дома, среди которых прошла невозвратная юность…

Но неделю назад довелось быть там по делам, и я решила пройти пешком по Республиканской от Полярной до Железнодорожной. И что же? К моему удивлению, улица выглядит не такой уж убогой. Есть отремонтированные, вполне приличные здания. Например, Пенсионный фонд, бывший клуб строителей, в котором в годы войны собирались, между прочим, и иностранные моряки с союзных судов. Или здание суда – сразу вспоминается находившийся на его месте первый в Молотовске книжный магазин.

А вот деревянный дом через дорогу, сохранивший все особенности этого типа застройки, памятен мне тем, что когда-то жила здесь одинокая немолодая женщина. Высокая, с поистине царственной осанкой, она привлекала наше внимание непривычной манерой одеваться: на ней всегда была серая шаль, перекрещивающаяся на груди. Имени этой женщины я не знаю. Она работала в городской больнице и на работу всегда шла по Индустриальной улице мимо наших окон. Позже я узнала, что она блокадница.

Однажды моя золовка пригласила меня вместе с нею по какому-то делу зайти к этой женщине. Помню фотографии ленинградских артистов на стене. Еще больше запомнилась печурка, оставшаяся, видимо, с ужасной зимы 1942-1943 годов, когда в городе не было отопления и люди, стремясь выжить, обогревали жилище всеми доступными способами. Рядом с печкой были заготовлены дрова! А спустя какое-то время Вера Ивановна, бухгалтер горздравотдела, узнала о смерти своей знакомой. Понадобилось произвести опись имущества. Каково же было изумление людей, когда в той самой поленнице обнаружили спрятанное столовое серебро, а в многочисленных коробках – банки консервов, печенья… Что же выпало пережить в блокаду этому человеку, если страх перед голодом не отпускал еще многие годы?

Но идем дальше. Вот по четной стороне дом 22, здесь жила семья погибшего на фронте И.В. Невзорова. Четверо детей, старшей девочке – пятнадцать. Вспоминаю: все они выросли, получили образование, вышли в люди. А вот здесь жил Георгий Караваев, будущий министр строительства СССР. Впоследствии в книге «Рождение высоты» Георгий Аркадьевич тепло вспоминал о годах работы на строительстве промсооружений нашего завода. А свою молодую жену зимой 1936-1937 годов он привез сюда из Архангельска на санках – разве забудешь такое!..

Перехожу на Беломорский. В этом доме на углу с Республиканской, облепленном крылечками, скамеечками и еще непонятно чем, с 1938 по 1943 год располагалась первая библиотека строителей. Так, вспоминая, уже по Индустриальной перехожу на Железнодорожную. Знаю, люди давно уже называют ее Железкой – называют любовно, уважительно, ничуть не грубо. Без этой улицы городу, что называется, ни туды ни сюды! Кстати, еще немного истории. Поначалу, до декабря 1937 года, Железнодорожная называлась просто Первой улицей. Там, где находится бывшее общежитие техникума, а ныне учебный центр Севмаша, в 1937-1938 годах находился наш любимый театр. Только большая забота о досуге работников и предприимчивость Ивана Тарасовича Кирилкина позволила помещение склада перестроить в настоящий театр, сделав его частью жизни строителей. Вокзал… Помню старинные формуляры читателей библиотеки: в графе «Адрес» значилось, например, «Землянка у вокзала». Уже в 1937 году было построено первое здание вокзала, а пассажирские перевозки начались зимой 1937-1938 годов. На месте магазина «Арктика» была построена первая водонапорная башня… Вообще, улица Железнодорожная – примерная труженица. Своего праздника она никогда не отмечала.

А я выхожу к магазину ТКЦ «Книжный». Любуюсь богатой подборкой книг по краеведению. Но цены - увы!.. Ухожу со скромным сборником стихов Анны Зайцевой, поэзия которой мне по душе.

Лидия ЧЕРНЯЕВА, Почетный гражданин Северодвинска

Отмечено на летучке

На очередной летучке журналисты нашей газеты определили лучшие материалы внештатных авторов в номере за минувшую неделю.

На этот раз их особенно много. Прежде всего это воспоминания Виктора Шестакова «Детство в Соломбале. Военное» и заметки «Пусть продолжение следует!» Александра Токарева, опубликованные в разделе «До востребования», а также «Встречи с директором Егоровым» Валерия Лукичева из еженедельника «Корабельная сторона». Заслуживает внимания, кроме того, очерк Лады Татьяниной «Я буду актрисой!».