Вечерний Северодвинск
Номер от 6 июля 2006 г.

Неоконченный портрет
Сергей Коршунов любит писать зиму и печь пироги. «Сергей Иванович, если бы у нас были деньги, - признаются студентки в любви к искусству, - мы бы купили все ваши замечательные работы». «Очень хорошо у вас нарисованы природы» - как душа подсказала, так и написал мальчишка.

ВАХЛОПЫВАЮ «амбарную» книгу отзывов о выставках художника Коршунова: «Часто перечитываете?» - «Бывает».

Как чувствуют люди, так и пишут. Слова и картины. Со словами о картинах у меня плохо получается. Любуюсь солнечным салютом подсолнухов на синем, притягательной серостью кийостровского валуна, желтыми каплями кувшинок на темной воде… Раз в пятый повторив дилетантское «Красиво!», спрашиваю у художника: а как специалист скажет, если нравится?

Чуть подумав, он еще проще слово подбирает: «Грамотно».

«Что генерал в бане»

- Для картины рама многое значит? – нахожу тему попроще.

- Как говорил Алексей Голубцов: «Картина без рамы - это все равно что генерал в бане». Однажды он такой «голой» знаменитую «Золотую осень» в Третьяковке увидел. И не узнал.

Встреть я Сергея Коршунова на улице, тоже не признала бы в нем художника. Внешнего антуража – ноль. Бороды никогда не носил, вместо беретика профессионального – бейсболка. И вообще, никакой вокруг и внутри позолоты, завитков творческих мук. Без них, конечно, не обходится, но в трудные минуты, когда кисть не хочется брать, Сергей Иванович руки не заламывает, они ему здоровые нужны.

То, что истинный художник муками голода должен подкармливать творчество, который век на Руси твердят. Кто-то по этой схеме и страдает. У Коршунова подход к трудностям жизни другой.

С должности оформителя Севмаша по доброй воле и не от временного безденежья ушел, а из-за забора: «Неловко как-то стало взаперти». С тех пор вольные художественные хлеба еще скуднее стали. Работникам салонов изящных искусств выставленные для продажи работы нынче долго глаза мозолят.

- Покупали картины, когда магазины стояли пустыми и денег почти не было, когда в темноте веерных отключений часами сидели. Тогда люди больше о душе думали. А сегодня машины, дачи... Но думаю, что скоро наедятся, жду этого момента.

Пока Коршунов им пользуется. Сейчас как раз самая жаркая пора наступила для второй, плавно вытекающей из первой его профессии. Ремонты - они ведь вечны. У самого в квартире пятый год перестройка идет. Но это для мастера хороший признак: значит, занят.

- Я по натуре человек такой, что не могу одним делом заниматься. Попишу, потом поколочу, построгаю, покрашу. От творческих кризисов это лучшее лекарство. Все строительные профессии освоил, и маляра, и плотника. Не то чтобы жизнь заставила, с деревенского детства это по душе.

Городским заказчикам угодить знание темы и вкус помогают. Снять размеры, сделать эскизы, проследить, чтобы все на «пять» было сделано.

- Сегодня не то время, чтобы работать кое-как. Хотя у некоторых до сих пор халтура проходит, такие иногда бригады встречаются, что ой-ей-ей.

В минусе жизни по принципу «сам себе хозяин» отсутствие стабильности. В плюсе - удовольствие от конечного результата и свобода. Желание которой проверяется так: «Думаю иногда, а если бросить все, вернуться на завод, писать по две картинки в месяц и зарплату исправно получать… Нет, не хочу!»

В природе все грамотно

- Наверное, я удачливый человек. Родители живы, давно хочу их портреты написать, да суета не дает. Если у художника есть мастерская – это по нынешним временам уже великое счастье. Мы тут втроем: Юра Ломков, Земфира Дадыко и я. Не тесно трем медведям в одной берлоге. Называемся Центром северодвинских художников. Второй год я его директор – должность, свободная от зарплаты. Каждый своим делом занимается. А иногда, как игроки НХЛ, в одну команду собираемся. Правда, заказов от города немного для общей работы.

Узнала, что и художникам дух коллективизма близок. Сергей Иванович говорит, что выезды на пленэры с коллегами – это из разряда «полезный отдых». В недальние окрестности, а еще лучше большой командой на Соловки или на волшебный Кий-остров, с которых хоть каждый камушек нарисуй, вдохновения для творчества всегда хватит.

- Художника учит природа, там все грамотно.

- Вы ее тоже кое-чему учите, - киваю на фотографию, где Сергей Иванович с рябчиком и зайцем, готовыми для натюрморта.

- Это давно было. Сейчас жалко стало, фоторужье покупать надо.

С чистого холста

- Готовую работу хочется подправить? Долго над заголовком, простите, над названием думаете? - ищу в наших профессиях сходство.

- Когда есть желание что-то дописать, важно удержаться от поправок. А еще лучше новый холст взять. Название - это трудно, ведь надо что-то поинтереснее, чтобы зацепило. Правда, все гениальное просто. Знаете, как назвал вот эту картину?

По-моему, гениально. Под холодным светом зимней луны съежились три стожка: «Воспоминание о лете». Такое придумать надо…

- Все проще: пришел, увидел, удивился и постарался это впечатление передать… Я больше всего зиму люблю писать. И воду.

- А город?

- В полуразрушенной части есть живописные места.

* * *

Даже на эскиз не претендую – набросок к портрету мужчины-художника написала. Скорое свое пятидесятилетие Коршунов собирается персональной выставкой отметить. Картины, что словом не получилось, доскажут. Расскажут о том, что в душе автора зависти нет и конфликтов. Добавлю только один штрих, который не на глаз, на вкус оценивать надо: Сергей Иванович очень любит и умеет пироги печь. Рецепт мамин, дизайн свой.

Ольга ЛАРИОНОВА