Вечерний Северодвинск
Номер от 6 июля 2006 г.

«С улыбкой вспоминаю того мальчишку»
25 лет – срок Александра Феопентова. На судейском посту. Дату эту председатель северодвинского городского суда отмечает сегодня. Накануне нашлось «окно» для встречи с «Вечеркой»: «В обед у меня учеба, приходите после».

- ВСЕ еще учитесь, Александр Сергеевич?

- Каждый вторник, по плану. Сегодня изучали доклад уполномоченного по правам человека. К правосудию у него есть вопросы. По недоступности нашей системы, по фактам волокиты. Правда, у нас такой проблемы нет. В северодвинском суде с 1 января каждый день во все рабочие часы принимаем заявления.

- И часто заявляют?

- Количество гражданских дел увеличилось на восемь процентов, у мировых судей тоже рост есть. Нас это радует, такая ситуация – главный аргумент против разговоров о минимальном доверии к судам.

- В первый раз лично вам кто доверие оказал?

- Избран на пост судьи населением Северодвинска, а кандидатуру выдвинул коллектив ТЭЦ-2. Теперь назначают указом президента, можете посмотреть его подпись в моем удостоверении.

- Узнаем руку. А почему его портрета в вашем кабинете нет? Сознательно отстаете от офисной моды?

- Ни портрета президента, ни иконок – это требование кодекса о судебной этике. Чтобы не вызывать недоверия у посетителей. У людей разная вера, и отношение к главе государства неоднозначное. А лично я Путина глубоко уважаю, тем более что мы с ним один вуз заканчивали с небольшим разрывом по времени.

- Вопрос о том, не ошибся ли абитуриент Феопентов факультетом можно не задавать?

- Рад и счастлив, что вовремя узнал о такой прекрасной профессии. Рад, что попал именно в Северодвинск, который стал родным, к прекрасным учителям. А нравится работа разнообразием казусов права, поиском добра и зла. Она почетна и ответственна. Нет, правильнее так: ответственна и почетна.

- Добра и зла в чистом виде не бывает.

- В этом сложность и интерес: принять окончательное решение, убрав «полутона».

- Но у Фемиды завязаны глаза.

- Как символ непредвзятости, независимости от тех, кто что-то предлагает.

- А уши-то свободны. Приходилось слышать «предложения»?

- К сожалению, за двадцать пять лет ни разу. К сожалению, потому что было бы интересно на такую ситуацию посмотреть. Но люди, наверное, понимают – бесполезно. То же самое могу сказать и про своих северодвинских коллег. К счастью. И вообще, Север, несмотря на разговоры, в этом плане…

- …отставший?

- Нет, чистейший.

- Зарплата позволяет честью дорожить?

- Она достойна ответственного положения судьи.

- Обязанности председателя городского суда, совета судей области не позволяют часто мантию надевать?

- Плох тот судья, который не рассматривает дела. Он тогда становится чиновником. За шесть месяцев у меня было шестьдесят апелляционных дел.

- Знаете, наверное, как люди говорят: «Если попадешь к (имярек) – повезет, а вот к такому-то судье – не дай бог». Понятно, люди под форменным платьем разные, но закон-то один.

- Конечно, субъективный фактор играет какую-то роль, но судебная система устроена так, чтобы ее минимизировать. Когда ко мне приходят с такими жалобами на коллег, ответ один: воспользуйтесь правом обжаловать решение. Состав суда в этом случае будет другим.

- Когда к вам можно прийти пожаловаться?

- Каждый понедельник с 16 до 18 часов.

- Александр Сергеевич, спорт из расписания выходного дня еще не вычеркнули?

- В личной жизни, к счастью, все по-прежнему: спорт, семья, трое дочек, внучке уже четыре годика.

- Понимает, кем дед работает?

- Скорее, не знает. И хорошо. Мы дома о работе разговоров не ведем.

- Что о дате своей скажете?

- Не грущу, сожалею, что время быстро пролетело. И не унываю, планов еще больше.

- А как на себя, молодого судью, смотрите спустя 25 лет?

- С улыбкой вспоминаю того мальчишку. Хотя было мне тогда двадцать шесть лет.

- Александр Сергеевич, не опасно для судейской чести столько лет работать в одном городе?

- Спасибо моим друзьям и знакомым, никто из них ни разу не обратился с просьбой, которая могла бы негативно повлиять на исполнение обязанностей.

- И последний вопрос, житейский. Как «маленькому» человеку преодолеть страх перед судом, и вообще – научиться бороться за себя?

- Я и сам неловкость испытывал, когда сталкивался с ситуациями, где нужно было защищать себя как потребителя. Главное – не бояться, учиться доказывать. И самый верный способ: при конфликте в том же магазине не пытаться что-то объяснить на словах, не устраивать скандал, а написать заявление и уйти, предупредив, что через десять дней, как закон диктует, ждете письменного ответа. Поверьте, это срабатывает в ста процентах.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА