Вечерний Северодвинск
Номер от 4 июля 2006 г.

Опальный гений
Вечер «Больше чем любовь: Лидия Чуковская и Матвей Бронштейн» прошел в Архангельской областной научной библиотеке им. Добролюбова.

Имя писательницы хорошо известно северянам. А вот кто такой Бронштейн и как он связан с Чуковской, мало кто знает. Завесу тайны приоткрыл кандидат физико-математических наук сотрудник Центра философии и истории науки Бостонского университета Геннадий Ефимович Горелик. Приехал он по приглашению заостровского Свято-Сретенского прихода.

- Считается, что я спец по истории советской физики тридцатых годов, - начал свой рассказ Геннадий Ефимович. - Может быть. Однако в саму эту историю и я «влип» только из-за одного человека - Мити Бронштейна, советского физика Матвея Петровича Бронштейна. Началось с того, что я открыл том, изданный к 100-летию Эйнштейна, и натолкнулся на статью с невыразительным названием и малоизвестным автором -

М. Бронштейн. Тем большей неожиданностью стало то, что я прочел о гравитации, квантовой системе и теории всемирного притяжения. Я стал разыскивать, что истории известно о личности Бронштейна. Разнокалиберные сведения, которые нашел в нескольких книгах, разгадки не дали, но добавили пылу в поисках. Оказалось, что с неизвестным М.П. Бронштейном со студенческих лет дружил вполне известный академик и нобелевский лауреат Лев Ландау. А не менее известный писатель Корней Чуковский оказался «отец жены Бронштейна» Лидии.

Позвонил Лидии Корнеевне и напросился на встречу. И от нее узнал о счастливой любви и трагическом финале. Матвей был из плеяды молодых блестящих физиков 30-х годов прошлого века, которые не стали академиками, погибнув в сталинских застенках. По словам Горелика, увлеченные гении, они не замечали творящегося вокруг беззакония, пока сами не стали жертвами бездушной машины НКВД...