Вечерний Северодвинск
Номер от 22 июня 2006 г.

Приняли бой первыми
Шестьдесят пять лет назад началась Великая Отечественная война. В числе воинов, которым выпало сдержать первый, самый страшный удар гитлеровских полчищ, были наши земляки Ю.А. Маринин, Е.А. Медников, А.А. Опякин, И.М. Сергеев, П.Д. Стародумов, Н.С. Сысоенко, И.П. Уткин, А.М. Харюшин, Б.А. Холодов и многие другие. Вспомним подвиг хотя бы нескольких северодвинцев из числа тех, кто первым вступил в бой с фашистами.

Машинист полярного «Варяга»

Павел Федорович Тердунов с первых дней войны служил на Северном флоте – на сторожевом корабле «Туман».

В экипаже СКР Павел Тердунов был котельным машинистом и за первые полтора месяца войны успел принять участие в нескольких боевых походах. А 10 августа 1941 года в очередном дозоре у полуострова Рыбачий и острова Кильдин «Туман» встретился с тремя вражескими эсминцами.

Любой из них многократно превосходил советский корабль в вооружении и скорости. Ведь совсем недавно это был мирный траулер, лишь с началом войны на нем установили две 45-миллиметровых пушки, пару пулеметов, разместили глубинные бомбы и передали Военно-Морскому Флоту. Однако советские моряки бесстрашно приняли неравный бой, который и сделал бессмертным название их корабля. Противостояние длилось недолго. С палубы «Тумана» снесло одно из орудий, начался пожар, вышло из строя рулевое управление, с мачты сорвало флаг. Но изувеченный корабль не сдавался: под огнем врага флаг подняли вновь… Корабль затонул, однако враг отступил.

Павел Тердунов был среди тех «тумановцев», кому удалось спастись. Он продолжил войну на другом корабле.

Схватка с диверсантами

Саперная часть, в которой служил Федор Артемьевич Власов, в начале лета 1941 года строила железную дорогу на Брест. До конечного пункта оставалось уложить менее десяти километров полотна.

22 июня, в воскресенье, солдаты намечали провести футбольный матч с городской командой. Готовились к встрече: приводили форму в порядок, чистили обувь. Настроение было праздничным… Но в ночь на воскресенье часть подняли по тревоге.

Слышалась канонада со стороны границы. В глубь страны летели десятки чужих самолетов… Бойцы быстро получили оружие. Сразу стали рыть окопы и оборудовать огневые точки, но вскоре получили приказ двигаться в тыл – к Витебску. Необходимо было восстановить ряд разрушенных бомбежками мостов.

- По дороге, в лесу, увидели разрушенную переправу через ручей, - вспоминал Федор Артемьевич. – Рядом с ней – машина с брезентовым верхом. К нашей головной машине подошел человек в форме советского командира. Попросил помочь переправиться, сказал, что выполняет секретное задание. Документы в порядке, форма тоже… Только слишком уж: все новенькое, чистое… Решили проверить, что в машине. А оттуда по нам из автоматов… Отбежали, кто-то из наших ловко бросил гранату в кузов. Четверо диверсантов погибли, остальных схватили.

Федор Власов отступал с советскими войсками до Москвы. А закончил войну уже на территории врага.

Наш бронепоезд

С замаскировавшимся врагом пришлось столкнуться и Гавриилу Андреевичу Титову.

С первых дней войны он служил машинистом бронепоезда. Однажды поезд оказался в тылу врага. Прорывались к своим. Необходимо было часто останавливаться, остерегаясь мин и засад, высылали вперед разведгруппы. И вот в перелеске заметили двух советских командиров. Оба вышли на железнодорожное полотно и знаками просили принять их. Сразу потребовали командира.

Гавриил Андреевич вспоминал, что чем-то эти люди с самого начала его насторожили. Он посчитал нужным предупредить об этом командира. Приказано было внимательнее изучать окружающую местность. И очень скоро наблюдатели заметили в кустах замаскированное орудие…

Наши артиллеристы опередили врага. Уничтожили и лжеофицеров-диверсантов. Вскоре удалось вырваться из окружения.

Михаил КОЧНЕВ, участник Великой Отечественной войны