Вечерний Северодвинск
Номер от 20 июня 2006 г.

На «Тойоте» доллар не экономят
О состоянии и перспективах автосервиса наш корреспондент беседует с директором фирмы «СтАС» Станиславом Горчинским

В СРЕДЕ автомобилистов немало таких, кто утверждает, что в Северодвинске нет автосервиса в принципе, так ли?

- Почему? Если вы ездите на вазовской «классике», то, думаю, с обслуживанием машины у вас проблем не будет. Даже если под капотом спрятан не карбюраторный, а инжекторный движок.

Вот с иномарками хуже. Это в Москве, в городах-миллионниках специализированные дилерские центры растут как грибы. В столице как? Если фирма продает «Тойоты», то под «японку»создается и сервисный центр, оснащенный соответствующим диагностическим оборудованием, инструментарием. И кадры здесь, как правило, прошедшие выучку в учебных центрах автоконцернов.

Чтобы соответствовать такому уровню, требуются крупные инвестиции. Все считают деньги, и, если средства, затраченные на покупку диагностики для обслуживания тех же «Тойот», не дадут быстрой отдачи, кто ж будет вкладываться?

- Фирма «СтАС» изначально сделала ставку на кузовной ремонт?

- В принципе, да. Со временем, правда, перечень услуг пришлось расширить. Скажем, после сборки требуется настройка различных управляющих датчиков. Без сканера этого не сделаешь. Зачастую клиенты просят проверить развал-схождение колес. Одно за одно цепляется. Недавно мы выиграли инновационный конкурс на оборудование двух постов по ремонту ходового оборудования и для проведения техобслуживания.

- Судя по тому, что к вам клиенты едут из Москвы, восстановить битую машину здесь обходится значительно дешевле?

- По московским меркам. Цены на ремонт формируются как? Существуют нормативные каталоги от производителей. Они составляются еще до того, как та или иная марка автомобиля выйдет в серийное производство. К примеру, чтобы отрихтовать вмятину на двери салона, ее предварительно нужно снять, а после того как ее формы обретут первоначальный вид, идет грунтовка, покраска, ее устанавливают на место, подключаются стеклоподъемники. Каждая операция нормируется. И расценки на них по регионам, как правило, отличаются незначительно. Но, судя по столичным меркам, у нас ниже накладные расходы. Так что, даже с учетом затрат на дорогу, ремонт обходится процентов на 10-15 дешевле .

- И все же цены на услуги автосервиса стабилизировались или следует ожидать их роста?

- Без учета инфляции этот рынок должен становиться все доступнее. Стоимость работ может снижаться за счет применения более производительного оборудования, использования новейших материалов, снижающих трудозатраты.

- Вы проходили стажировку в США, водители из штата Айова едва ли колесят по стране, чтобы сберечь на ремонте лишний доллар?

- Подчеркну: все имеет свою цену. Я понимаю, когда владелец «пятерочной» «Лады» говорит мне, мол, зачем тратиться на дорогое обслуживание, дешевле где-нибудь в гараже заменить полетевший агрегат на новый. А если у вас «Тойота-Королла»?

В заштатном городке Форддодже с 30-тысячным населением я насчитал только четыре кузовные станции. При том что ездят американцы, не в пример нам, дисциплинированнее. Плюс к тому существует сеть центров, специализирующихся на обслуживании тех или иных брендов - американских, японских и т.д.

Принято считать, что за океаном машины меняют как перчатки. Нет, на улицах можно встретить «Форд», выпущенный еще в 70-х или 80-х годах. Он не вызывает претензий у дорожной полиции, так как владельцы таких ретро-авто на обслуживании не экономят. И, если масло положено менять через 10 тысяч километров пробега, будьте уверены, так оно и будет.

Кстати, именно в таких центрах американцы проходят и ежегодное ТО. Если в ходе осмотра выявляются несправности, их устраняют тут же.

Некоторые практические навыки, полученные в США, мы успешно применяем у себя.

- А именно?

- Если американец приезжает в автосервис на марке, о которой здесь только слышали, ему не покажут от ворот поворот. Все решается с помощью компьютера, позволяющего получить нужную информацию в режиме on-line.

У нас развиваются многобрендовые станции. Так что вопрос информационной поддержки является ключевым. Вот недавно с недельных курсов, которые в Москве проводил профессиональный английский диагност, вернулся Павел Бояндин. Его задача в том и состоит, чтобы с помощью мотор-тестера и компьютера отвечать: какие ошибки «выдает» движок и как их устранить? По-моему, в архиве у Павла десятки адресов коллег по цеху, с которыми он активно сотрудничает.

- Вопрос гарантий. В тех же Штатах принято заносить все, что делается на СТО, в сервисные книжки.

- Хороший вопрос. Так должно быть. В «СтАСе» это принято, скажем, на кузовной ремонт и на окрашенные детали гарантийный срок дается на год.

- Станислав Эдвардович, ваш прогноз относительно развития в сфере услуг для автолюбителей?

- По мере увеличения продаж новых машин спрос на качественное обслуживание будет только расти. Мы это уже наблюдаем. Важно, чтобы сам автосервис развивался.

Беседовал Василий РАШЕВ