Вечерний Северодвинск
Номер от 8 июня 2006 г.

«Требуются деньги. Работу не предлагать»
Когда закончатся льготы за обездоленное детство… Это не киношная байка. Бывший детдомовец мне однажды рассказывал, как в первый день своей самостоятельной жизни налил из чайника кипятка в стакан и не мог понять, почему ЭТО совсем не похоже на сладкий чай…

Сегодня в интернатах учат жизни. Но даже если звание «сирота» досталось ребенку при живых родителях, рядом с ними нет главного примера – вечно занятых мам и пап. Для того чтобы понять: по-другому не получится, нужно работать. Поэтому для многих из них детство заканчивается в уверенности: чтобы быть сытым, надо просто вовремя прийти в столовую, там чай уже сладкий.

Низкая мотивация к труду, тенденция к иждивению - так определяют сотрудники северодвинского Центра занятости главную проблему вчерашних мальчишек и девчонок из государственных домов. Этой проблеме они посвятили очередной «круглый стол», собрав для разговора тех, кто работает с сиротами.

За последние три года число обращений сирот в службу занятости выросло. Среднестатистический портрет остался прежним: нигде никогда не работал, образование ниже среднего, а если есть профессия, то, как правило, не очень нужная городу. И обращается большинство не по поводу работы – за пособием.

Понять одинокого юного человека может даже благополучный взрослый. Государство наше, которое так часто упрекают в невнимании к слабым и обездоленным, положило безработным сиротам пособие от 9 до 11 тысяч рублей в месяц! О праве получать такие большие деньги в течение полугода они знают, об обязанностях большинство слышать не желает, сколько ни объясняй, что так щедро государство оплачивает временную работу по поиску работы…

Почему такую завидную помощь специалисты Центра называют «медвежьей услугой»?

- Когда приходит такой человек, - объясняют, - по глазам видно: уже просчитана сумма, которую должны ему выдать за полгода. А что дальше – его не волнует.

В ответ на предложение попробовать себя в деле, слышат возмущенное: «Три тысячи в месяц?! Я на такую зарплату не пойду». Недавно Центр занятости для двух девушек-маляров с большим трудом нашел работу по специальности. Категорически отказались, хотя к заработку государство в первые месяцы им бы еще доплачивало от полутора до двух тысяч. Есть такие программы у государства. И есть у него еще одно жесткое требование: если сирота два раза «немотивированно» отказывается от предложенных рабочих мест, пособия он лишается. Девятнадцать человек таким образом уже остались без денег. И даже после этого не поспешили найти заработок.

- Они не знают, чего хотят. Живут сегодняшним днем: «Получу деньги, куплю чего-нибудь». Ни один из получающих пособие не сказал: потрачу деньги на учебу. Сильно у них и чувство обиды: «Почему меня в дворники? Я хочу, как вы, за компьютером сидеть».

Все понятно, все объяснимо. Как переломить уверенность в том, что за обездоленное детство всю жизнь будет полагаться льгота? Как объяснить, что опыт, навыки общения в коллективе, уверенность в будущем пусть пока за небольшую зарплату дороже больших дармовых денег? Выход один – воспитание. Собравшиеся за «круглым столом» об этом и говорили.

Сегодня многое делается: в интернате специалисты Центра занятости третий год работают с ребятами в пункте профориентации, каждый день - на своем рабочем месте. Педагоги, психологи на словах и на деле учат трудолюбию подопечных. Но власть временных больших денег все равно сильнее.

«Но ведь действительно, не прожить сироте на зарплату в три тысячи рублей». И с этим житейским выводом знающие люди могут поспорить: «Им и на одиннадцать тысяч не прожить».

Тоже проблема, с которой при действующем порядке выплат невозможно справиться. Деньги перечисляются на именную сберкнижку, в день «получки» у ее владельца появляется много друзей, а участковые милиционеры отлично знают, в каких квартирах еще пару денечков будет очень сытно и до безобразий весело…

Ольга ЛАРИОНОВА