Вечерний Северодвинск
Номер от 8 июня 2006 г.

Валентин Белов: «Счастье, отраженное со сцены»
Следующий сезон для нашего театра – 70-й, юбилейный. И ровно половину этого срока трудится для сцены гость сегодняшний «Галерки».

- ВАЛЕНТИН Григорьевич, очень рады, что вы нашли время побывать в нашем Каминном зале. В эти дни вы отмечаете 35-летие своей работы в Северодвинском драматическом театре в качестве заведующего музыкальной частью. Как случилось, что судьба привела вас в Северодвинск?

- В 1971 году этот театр приехал на гастроли в мой родной Рыбинск с неукомплектованным радиоцехом. Мне предложили поработать в то время радистом. За месяц оценив мои навыки, пригласили на Север для постоянной работы. Я до и после армии трудился в Рыбинском драматическом театре.

- Тоже в качестве звукооформителя?

- Нет, именно радиста. Звукооформителем я стал уже здесь. Моим предшественником был Александр Тихонович Соколов, незаслуженно забытый сегодня.

- Не думаю. Старожилы-то его хорошо помнят хотя бы по музыке к знаменитым курантам на площади Победы, звучавшим когда-то каждый час.

- К сожалению, они уже не работают. Впрочем, и часы тоже давно остановились...

- Валентин Григорьевич, как становятся заведующими музыкальной частью? Насколько я помню, вузы по такой специальности профессионалов не готовят.

- Сейчас выпускаются профессиональные звукорежиссеры. Их готовят в Санкт-Петербургской театральной академии (бывшем ЛГИТМиКе).

- И все же я считаю, что звукорежиссер - это в большей степени акустик и электронщик, чем специалист, изначально обладающий музыкальным вкусом. Или я не прав?

- Нет, в этом есть доля истины. Настоящий завмуз должен владеть хотя бы каким-то музыкальным инструментом, уметь играть.

- Ваш инструмент?

- Баян.

- Сколько же спектаклей прошло через ваши «музыкальные» руки за этот далеко не короткий срок?

- Точно не подсчитывал, но не менее трехсот – трехсот двадцати.

- То есть около 8-9 постановок в сезоне?

- Бывали сезоны, когда и по 12 выпускали. Такова жизнь провинциальных театров.

- За эти годы судьба скрещивала ваш жизненный путь со многими интересными творческими людьми, которые наверняка оставили свой след в памяти, сыграли свою роль в вашей судьбе.

- Северодвинская труппа всегда была очень сильной и профессиональной. Удивительный актерский дуэт – заслуженные артисты Вячеслав Дмитриев и Татьяна Гончарова. Помню, после спектакля «Мария Стюарт» по Шиллеру в постановке Владимира Давыдова в 1973 году Таня стала самой молодой артисткой Советского Союза, получившей это высокое звание. Сильных актеров было очень много – Галина Корнюшина, Владимир Крайнов… Великое множество имен запомнилось, газетной площади не хватит.

- Как известно, хозяин спектакля и его настоящий автор, конечно, - режиссер. Не хочу сказать, что завмуз оказывается на вторых ролях, но если вы видите, что постановщик в чем-то не прав в своем видении того или иного музыкального решения, как вам удается найти с ним точки соприкосновения? Прислушиваются ли режиссеры к вашей точке зрения, если приводимые аргументы достаточно весомы.

- Да, чаще всего находим общий язык, если оба идем по правильному пути. Мы сразу обговариваем пьесу, как видит ее постановщик и каково мое представление о будущем спектакле. Что называется, решаем вопрос сразу, «на берегу». Подбирая музыкальный материал, я обязательно даю его прослушать режиссеру, определить, в правильном ли направлении двигаюсь, чтобы не делать пустую работу. Когда постановщик одобрит главную музыкальную тему, она становится для меня ключом ко всему решению спектакля.

- Может быть, вопрос не из самых приятных. Не знаю, как других зрителей, но меня очень часто раздражает, когда на драматической сцене, после живого голоса в обычном диалоге, в песне актер начинает просто открывать рот под полностью «плюсовую» фонограмму. Ощущаешь дискомфортное чувство общей фальши, особенно на детских сказках.

- Такое случается, но это, как мы называем, издержки «производства». Далеко не все драматические актеры способны исполнять вокальные номера, приходится идти на «фанеру».

- Кто же записывает партии непоющих?

- Мы делам все, чтобы актер звучал своим голосом, но иногда приходится приглашать вокалистов со стороны. Впрочем, это маленькая профессиональная тайна.

- Бог с ней, с «фанерой», главное, чтобы спектакли были интересными. Свою претензию снимаю. Валентин Григорьевич, а вам приходилось самому пробовать писать музыку или хотя бы обозначать собственные авторские две-три музыкальные фразы?

- Я пишу песни для спектаклей. Обычно первичным для меня становится текст, но иногда на мою мелодию друзья пишут стихи. Так было с безвременно ушедшим Валерой Поляковым… Сегодня успешно сотрудничаем с заслуженным артистом России Сергеем Варнашовым… Нэлли Цветкова пишет стихи. Но какого-то определенного клише в таком сотворчестве нет, каждый раз подходим к ситуации по-разному.

- Еще один нестандартный вопрос. Известно, что завмуз – профессия свободная. На работу можно ходить не каждый день, позволить себе расслабиться. Что заставляет появляться в театре, если это не премьера или не день получки.

- Дело в том, что фонды фонотеки все равно находятся в моем кабинете, дома много не наработаешь. Надо встречаться с режиссером, с актерами. А иногда приходишь поздороваться с друзьями, если нет ничего срочного. Просто по привычке.

- Коварство любого театра заключается во многом и в сладком испытании славой. Цветы, аплодисменты, овации, автографы, успех – все актерам и режиссерам. А творчество музыкального оформителя чаще всего отмечается одной строчкой в программке или афише. На сцену приглашают совсем нечасто. Не точит ли «червяк» ревности к чужой удаче?

- Наоборот, испытываю чувство радости, восторга и гордости, если получился удачный спектакль. Мне хватает счастья, отраженного со сцены…

Гостя принимал в редакции Александр ГУЗНИЩЕВ