Вечерний Северодвинск
Номер от 6 июня 2006 г.

Пушкин на ненецком
Литературный музей в Архангельске хранит уникальные экспонаты. На еще не обустроенной части Чумбаровки стоит старенькое здание. Сбоку у одного из подъездов висит скромная вывеска «Литературный музей». 6 июня, Пушкинский день России, - хороший повод заглянуть туда. Нажимаю кнопку звонка, дверь распахивается, и директор Борис Егоров громко кличет вглубь помещения:

- ЛЮДМИЛА, к нам гости.

Тут же появляется невысокая темноволосая женщина с книгой, на ярко зеленой обложке которой, хоть и не на русском, легко читается фамилия автора – Пушкин.

- У нас есть его книги почти на сорока языках, - пояснил Борис Михайлович, ведя в помещение, заполненное реликвиями, связанными с именем великого русского поэта. В центре - раздел «Пушкин за рубежом». Открывает его китайское издание.

-Дело было так, - вспоминает Егоров, - знакомая, уезжая в эту страну, спросила: что привезти? Я в шутку бросил: «Пушкина на китайском». Вернувшись, Ирина Варакина рассказала, что гид, услышав такую просьбу, исполнил ее с удовольствием – оказалось, учился в Москве и «очень рад был помочь человеку, который вдали от родины думает о великом поэте».

Информация об этом факте появилась в «Известиях», оттуда перекочевала в Интернет. И в адрес музея стали приходить пушкинские издания со всего света. Архангелогородка, уехавшая в Израиль, доставила Пушкина на иврите. Японка, заглянувшая на писаховскую выставку, вернувшись на родину, прислала сразу четыре книжки. Моряки привезли из Голландии два тома; третий, специально сделав крюк, завез переводчик, направлявшийся на конференцию в Мурманск. Иные подарки были очень неожиданными, скажем, белорусское издание прислали… рокеры.

- Вот самые свежие поступления, - вскрывает директор на моих глазах два почтовых пакета. Один оказался из Нарьян-Мара с пушкинскими сказками на ненецком языке (привет политикам: пока они спорят, культурное объединение уже идет), во втором - эвенкийский перевод поэта.

Помимо коллекции зарубежных изданий, в этой небольшой комнате вместилось много других любопытных экспонатов: кусочек от крышки гроба поэта, обручальное колечко первой внучки Александра Сергеевича - Натальи Александровны. Есть подлинная фотография его сына Александра Александровича. А всего здесь хранится более пятисот документов о семи поколениях потомков Пушкина.