Вечерний Северодвинск
Номер от 1 июня 2006 г.

Бросил жену. Из окна...
«Променяла дочь на тряпки», - клянет себя мать. Каждый вечер Ольга Васильевна проводит дома. Выходить ей некуда, да и незачем – одинокая женщина уже давно потеряла вкус к жизни. Небольшая пенсия позволяет содержать малюсенькую «однушку» да неприхотливую кошку. Обреченность и вселенская печаль в глазах женщины передалась и ее любимице - Пуша никогда не позволяет себе ни малейшей шалости. Встать с дивана, поесть без особого аппетита, выйти на улицу и снова вернуться в дом – вот и все разнообразие жизни двух одиноких северянок.

ТОЛЬКО изредка, когда на душе совсем уже тяжело станет, соберет Ольга Васильевна все силы, завяжет их в тугой узел платка и отправится в церковь молиться. Не за себя, простить свою ошибку она, наверное, никогда уже не сможет и Всевышнего молить о прощении не смеет. «Даже если Он отпустит мой грех, я не найду покоя - сама на себя взвалила этот крест, сама его и понесу до самого конца… - говорит она. И, подумав, добавляет: – И дальше понесу».

Сразу в церкви она ставит лишь одну свечу - за упокой. Потом обычно спохватывается, возвращается в лавку и покупает еще несколько – почтить память мужа, родителей, родственников, давно уже покинувших этот мир, но не ее сердце. А в глазах отражается свет только одной свечи – самой первой, а потому самой намоленной, самой яркой и жаркой…

Офицерская дочь

Они жили в другом городе, одном из сотен небольших и уютных городков средней полосы – Ольга Васильевна и ее дочь Светлана. Отец девочки погиб, когда она еще училась в начальных классах школы: волевой офицер всегда шел наперекор судьбе, ему нравилось ломать привычный ход жизни. И на весеннюю рыбалку на тонком стеклянном льду он отправился, как убеждена была Ольга, только для того, чтобы в очередной раз доказать, что для него законы жизни не писаны. Треск под ногами доказал обратное…

Светлана запомнила отца таким на всю жизнь – решительным, строгим, порой немного жестким. Он часто обращался к ней не с просьбами, а с приказами, ослушаться которых она не могла. Только мать, когда отец перегибал палку, робко пыталась заступиться и как-то смягчить резкие слова мужа. И с удивлением замечала, что Светочка научилась без слез, спокойно воспринимать все, что говорил отец.

- Как маленький стойкий оловянный солдатик, - говорит безутешная мать. – Помню, ей лет семь было. Побежала на улице, упала, коленку разбила. С кем не бывает? Каждый ребенок рано или поздно начинает ходить с ободранными коленками. А Олег взревел, мол, девочка всегда должна быть женственной и не ползти куда не следует. Светланка не плакала, только голову опустила и сказала: «Да папа, ты прав, я больше не буду».

Так она и впитала в себя два закона: подчиняться приказам и всегда выглядеть хорошо. Еще в школе мальчишки заглядывались на красивую серьезную девочку, но учителя говорили, что на первом месте – учеба, а уж потом любовь. И Света подчинялась. Окончила почти на «отлично» школу, поступила в институт. И ни разу не позволила себе не сделать домашнее задание или опоздать, не говоря уж о прогулах – они были для офицерской дочери немыслимым поступком.

Немало парней передрались из-за одного ее взгляда, немало букетов завяло на коврике возле их квартиры. Светлана не была заносчивой и не мечтала о принце, просто ей было некогда отвлекаться от учебы. Девушка сама себе отдала приказ: получить образование и найти хорошую работу. А в армии отменить приказ может только кто-то рангом повыше…

- Девушки, присаживайтесь за наш столик, – голос в ресторане не предполагал отказа. Подруги Светланы, с которыми она пришла отметить успешную сдачу сессии, не поверили своим глазам: гордая девушка не задумываясь села на свободный стул за столик незнакомых мужчин. Один из них, тот, что предложил свою компанию, тут же принес еще несколько стульев из-за соседнего столика, чтобы все студентки смогли разместиться свободно.

- Я не знаю, что она смогла в нем найти, - рассказывает Ольга Васильевна. – Конечно, у него было много денег, Игорь занимался бизнесом. Но ведь он ей в отцы годился! К тому же женат был. И сам по себе очень жестокий человек – жену свою постоянно избивал. Светочке он рассказывал, что просто ее не любит, оттого и бьет, она верила. Даже не верила, просто шла к нему, как кролик к удаву, ни о чем, кажется, не думала.

Первое время он ее на руках носил, подарками всю усыпал. На день рождения – огромный букет цветов, я таких никогда и не видела, орхидеи называются. На Новый год – компьютер. Только не деньги ее привлекали, я же мать, я знаю, она за ним самим бегала как собачонка. Я-то думала, найдет себе порядочного мальчика, будут жить счастливо, а Светланка спуталась с этим мужланом.

Судьба посылала знаки

С женой бизнесмен Игорь развелся вскоре после знакомства со Светланой. Та еще удивилась, как легко бывшая супруга отдала ей такого успешного, красивого и умного мужчину. Их свадьба состоялась через полгода. Предложения Игорь не делал – пришел однажды и сказал: «Летом поженимся. Я думаю, в июле будет удобнее – у тебя как раз сессия закончится». И все. На следующий день купил ей кольцо. А Света и не возражала, ей казалось, что настоящий мужчина и должен быть таким, спокойным, серьезным, уверенным, как ее покойный отец.

На шикарной свадьбе гуляла вся родня, только Ольге Васильевне было не по себе:

- Отчего-то плохо мне стало, голова закружилась. Я подумала, что просто переволновалась или вино в голову ударило, а ведь это судьба мне знак посылала, я проглядела…

На весь август молодожены уехали в свадебное путешествие. Светланка перед отъездом оправдывала свое имя – светилась от счастья ярче, чем свеча, которую через пару месяцев в первый раз зажжет за упокой ее души мать. Вернулась молодая жена из поездки с первыми слезами на глазах:

- Мама, он ревновал меня к каждому прохожему. К швейцарам, официантам, соседу за столиком. И везде ему мерещилось, что я даю повод. Мама, он просто изводил меня своей ревностью. Игорю казалось, что я засматриваюсь на молодых людей и жалею о том, что вышла замуж за него. Но мама, я же люблю его, почему он так поступает?

Тогда Ольге Васильевне хотелось утешить дочь и она пыталась успокоить, мол, это временно, все пройдет, ревнует, значит, любит. Покричит и успокоится, главное, чтобы бить не начал. А когда спустя пару недель узнала, что Игорь в первый раз поднял на Светочку руку, испуганно замолчала.

Светлана ушла и не вернулась

Света сникла. День ото дня становилась она все молчаливей и грустней, все реже звонила, почти перестала заходить в гости и больше ни слова не говорила о своей супружеской жизни, словно боялась чего-то. Только в октябре вдруг нежданно вечером забежала взволнованная:

- Мама, Игорь срочно уехал по делам в другой город. Можно, я снова вернусь к тебе жить? Насовсем. Мама, он бьет меня постоянно и унижает, ни дня я не провела без слез, мама, забери меня к себе… - тут Светланка разрыдалась.

Ольга Васильевна, как и когда-то в детстве, села рядом с плачущей дочерью, прижала ее голову к груди и долго-долго гладила по голове, пока не стихли рыдания.

- Дочка, ну конечно, переезжай ко мне жить, только сходи собери вещи и возвращайся. Здесь он тебя не тронет, если и заявится, позовем соседа, он поможет. Все будет хорошо. Места хватит.

Светлана ушла и не вернулась. Потом уже узнала Ольга Васильевна о том, что командировку Игорь придумал, чтобы проверить жену на верность. Утром ушел из дома, а вечером вернулся обратно, ожидая найти в квартире любовника. Может быть, пока возвращался домой, мысль о возможной измене распалила его, может, он успел изрядно «принять на грудь», но как только Игорь увидел жену, собирающую чемодан, он пришел в ярость. Рывком мужчина распахнул окно и стал выбрасывать на улицу женские вещи, а следом вытолкнул и Светлану… Неизвестно, что думает человек, когда летит навстречу гибели, да и думать-то секунды, пока пронесутся мимо всего семь этажей типовой высотки.

Об этих секундах Ольга Васильевна размышляет вечерами. И клянет себя за то, что «променяла дочь на тряпки», за то, что отправила ее одну за вещами. Разумеется, был суд. Но женщина не пришла на него, она знала, что то единственное наказание убийце, которое она бы определила, ему никогда не вынесут. А на компромисс мать, потерявшая единственного ребенка, не согласна. Как только Игорь попал на скамью подсудимых, Ольга Васильевна уехала из города в Северодвинск, где давно уже ее ждала пустая однокомнатная квартира.

Ирина БАГРИЧ