Вечерний Северодвинск
Номер от 25 мая 2006 г.

«Неожиданное» отца Иоанна
Как разглядеть в дарованной сотне рубль

Кто сам был искушен

В девяностом году столица уже дружно крестила лбы и в Архангельске это стало модным. А старый добрый Вельск ахнул, разглядев в трансляции с рождественской службы в кафедральном соборе знакомое лицо. Что ту передачу смотрели многие вельчане, стало ясно на следующий день, когда земляки вдруг перестали здороваться с уважаемыми в городе педагогами Приваловыми. А уж что говорили про их сына, замеченного в телевизоре… На хорошем счету ведь парень был. Конечно, кто-то тут же вспомнил, что давненько приметил в нем «странности».

«Легкой обструкцией» называет настоятель Заостровского храма отец Иоанн ту давнюю свою историю. Без улыбки, но как-то легко. Хотя знакомые и гудели за родительскими спинами, молчали при встрече несколько месяцев, и с отцом у сына надолго отношения разладились.

- Конечно, было тяжело, я видел, как мучаются родители, не понимая моего выбора. Ведь у нас была хорошая семья. И вдруг нас разъединил Бог. Теперь знаю, что это обычное дело. Бог всегда сначала разъединяет людей, чтобы потом соединить их на веки вечные. Постепенно к вере пришла мама, а потом и папа. Это изменило всю нашу семью, обогатило ее. Знаете, в Писании сказано: тот, кто был сам искушен, может помочь искушаемым…

Пройдя до половины

«Земную жизнь пройдя до половины», - ссылается отец Иоанн на Данте, говоря о своем недавнем празднике - тридцать пятом дне рождении. Вообще-то, до личного знакомства я думала, что середина эта им давным-давно пройдена. По делам судила. Крепка община Заостровского прихода северодвинцами, архангелогородцами. А какие гости у нее бывали: сын Пастернака, внучка Чуковского, актеры Юрский, Каменкова... Мне по инертности мышления казалось, что тянуться такие люди на окраину Отчизны могут только к старцам.

- Одно из несчастий нашей страны, - подхватывает тему отец Иоанн, - что старшие не являются старшими. Если на Востоке старики - это мудрецы, к которым все прислушиваются, то у нас – чаще беспомощные инвалиды, которым самим нужно помогать. Это последствия страшной истории двадцатого века. Я, конечно же, не считаю свой опыт достаточным, чтобы в любой ситуации дать совет. Люди ведь хотят точного рецепта, хотят, чтобы священник превратился в волшебника и помог достичь желаемого. Но я этого дать не могу, поэтому многие уходят разочарованными.

В годы, когда «перестройка была в обнадеживающей фазе», Бога юноша Привалов искал самостоятельно. Нашел в книгах Александра Исаевича Солженицына.

- Впервые в жизни я почувствовал свою интонацию. До этого безуспешно искал людей, у которых вера и жизнь были бы едины. И вдруг почувствовал: вот этот человек - Солженицын.

«Те, кто умнее, искали путь проще»

Не буду тратить слов на рассказ о храме редкой судьбы, не прекращавшем службы даже в годы безверия, в котором сегодня можно увидеть кассеты с «Евгением Онегиным» и другими литературными святынями. Если душа потянется – поверьте ей, сверните на дорогу к Заостровью. Она, спасибо мирской власти, отличная до самых ворот храма Сретения Господня.

Но на то, что и дальше все будет легко, надеяться всем не стоит.

- Начав здесь служить, я перестал крестить людей по первой просьбе, стал предлагать подготовку, рассчитанную на год. Это была не популярная мера. Те, кто «поумнее», спрашивали: а где можно креститься сразу? Те, кому не хватало «сообразительности», пробовали давить. И только семь лет назад в пасхальный день я впервые увидел нового, не оголтелого человека, который в ответ на мой отказ в немедленном крещении согласился: «Вы, наверное, правы».

Меняются люди, и я уже понимаю, что могу в проповедях говорить о том, что возрождение невозможно без возвращения к Правде и Совести, что оно начинается не с экономики. Понимаете, я чувствую, что теперь могу произносить такие слова, люди хотят их слышать. Отсчет нового времени веду от Беслана. Эта трагедия имела очищающее, отрезвляющее действие. Со многих спали иллюзии: беда слишком близко, от нее никто не защитит.

- И Бог – тоже?

- Бог всегда рядом, но люди настолько бывают оглушены горем, что не видят Бога в этот момент. Чем раньше человек обретает веру, тем легче он переносит страдания. А ведь многого можно и просто избежать. Тот же Беслан и другие катастрофы последнего времени - расплата за безбожие.

Боже, помоги… получить «четверку»!

Впервые почувствовал Высшую силу сам отец Иоанн, тогда просто абитуриент пединститута, в ночь перед экзаменом. Для поступления на истфак не хватало «четверки» за сочинение. В бреду волнительном понял, что если Бог есть, то он - Дух, и с ним можно договориться. Условие одностороннего договора было составлено быстро: поступлю – покрещусь. Сработало - в сочинении «о чем-то ленинском в духе 19-й партконференции» проверяющий почти не нашел недостатков.

- И я благополучно о своем обещании забыл, но только до первой сессии. Правда, тогда понял: если опять не выполню условие, то разговор со мной будет иной, строгий. Покрестился в московском храме в 89-м году. Но окончательно решил соединить свою судьбу с Церковью только после гибели отца Александра Меня. Мне показалось, что нельзя стоять в стороне, когда происходят такие события. Пусть я - никто, ноль, но когда уходят великие, малые должны приходить им на смену, чтобы продолжать их дело.

Светское образование закончилось на втором курсе истфака. Работал в епархиальном управлении дворником, потом стал священником, получил приход.

Давай на «вы»

Квартира в заостровском доме, матушка Татьяна, ставшая верующей до замужества («Невероятно помогает то, что супруга пришла к вере самостоятельно, не под моим влиянием»), трое сыновей. О сельских священниках, что земле-кормилице успевают поклоны трудовые класть, отец Иоанн с большим уважением говорит. Но сам не такой.

- Зато вы, наверное, с компьютером на «ты».

- Уже пять лет. И сегодня, когда прошел восторг от компьютерных возможностей, ему предлагаю: давай опять перейдем на «вы».

С телевизором вообще никаких диалогов. Дети, конечно, втыкают вилку в розетку, что не требует отцовского разрешения. А сам:

- Открытие последней поры: новости в больших количествах отравляют жизнь. Каждый человек имеет право получать информацию. Но, как писал Солженицын еще в восьмидесятые годы, у нас должно быть право и не получать ее. И потом, с реальной политикой лучше всего знакомиться в общественном транспорте. Проедешь полчаса в автобусе, принудительно послушаешь «Радио шансон» и сразу понимаешь, какие в стране перемены.

Подобное стремится к подобному

Сельская школа для сыновей – отцовский выбор: «Конечно, среда не самая лучшая, но мы должны жить органично этому селу». Мальчишек папиной работой сверстники конечно же поддразнивают. Свое детство в связи с этим отец вспоминает:

- Я не был «поповичем», но в классе себя чувствовал инородным телом. С ровесниками плохо складывались отношения. Думал, что я какой-то ненормальный. Задыхался от этого и в институте, пока не познакомился со студентами физмата и не оказался в своей стихии. Физмат всегда был свободнее, чем истфак. В отличие от гуманитариев, он не ныл и кляузы в деканат не строчил. Хотя я сам несколько раз кляузником был.

- ???

- В четвертом классе после урока музыки однажды переписал всех, кто шумел, и отдал список классной руководительнице. И в старших классах был подобный случай, сыграл «комсомольский задор». Не знаю, что мной двигало, но когда понял суть поступка – ужаснулся. Так что я не идеальный человек.

Как быть «идеальным» в тесноте сельской жизни, когда по твоим поступкам о Церкви судят?

- Думаю, что надо просто быть искренним, не бояться признавать свои ошибки. И вообще, надо выбирать: либо людям угождать, либо Богу. К сожалению, часто это не совпадает.

- Отец Иоанн, а как с личными проблемами? Большая семья требует многого…

- Вера предполагает иерархический принцип устройства жизни. Когда знаешь главное, то лучше понимаешь себя и свои реальные потребности. Лишние заботы отпадают. Появляется доверие к тому, что все, что тебе нужно, никуда не денется, само в руки придет. Просто нужно доверять Богу и тому, как он ведет по жизни.

- Но вдруг случится что-нибудь неожиданное?

- А Бог всегда действует неожиданно. Неожиданное - это свойство всего живого. Есть только одно место, где ничего неожиданного быть не может, – это ад. Живой человек отличается тем, что преодолевает страх перед неожиданным. К слову говоря, здесь одна из причин «молитв, оставшихся без ответа». Иногда люди сетуют: «Я молился-молился, а Бог не ответил». Мой опыт говорит, что Бог всегда отвечает на глубокие просьбы, но отвечает иначе, чем мы хотим. Он всегда дает в сто раз больше. Мы ждем рубль, а Бог дает сотню. В сотне разглядеть рубль непросто.

- И счастье также приходит и, бывает, уходит незамеченным… А что для вас счастье?

- Причастие, соучастие. Да, именно эти слова верные.

Ольга ЛАРИОНОВА