Вечерний Северодвинск
Номер от 25 мая 2006 г.

Стоило ли «кодировать»?
Кинокомплекс «Родина» позволил северодвинцам одновременно со всем цивилизованным человечеством познакомиться с экранизацией нашумевшего романа Дэна Брауна «Код да Винчи». Тем самым фильмом Рона Ховарда, ставшим скандальным буквально с самого начала съемок.

Впрочем, северяне – народ сдержанный, у нас, к счастью, не было ни пикетов противников фильма (здесь не Индия), ни свиста критиков (тут не Каннский фестиваль)… Бурного энтузиазма почитателей Брауна тоже не замечается. И это, пожалуй, особенно радует.

Потому что репутация «потрясателей основ» - это слишком уж большой и незаслуженный комплимент для создателей добротно, но все же вполне посредственно сколоченного боевика и столь же посредственного романа. Да, поклонники Одри Тоту, пожалуй, вправе порадоваться за любимую «Амели»; выразительные сцены может записать в свой актив Пол Беттани, сыгравший фанатика-альбиноса…

Но, кажется, это и все, что с чисто художественной стороны может запомниться в ленте. А сознательно провокационные историко-религиозные допущения, легшие в основу интриги, - это материя уже совсем особая, нетворческая.

В фильме каждый будет искать что-то свое, говорят его пропагандисты. Резонно, в общем-то, говорят. Искать – это в самом деле хорошо. Только еще лучше было бы, если бы при этих поисках никто не заблудился, не позабыл в беллетристических и кинематографических лабиринтах о первоисточниках наших знаний об Иисусе из Назарета. И полезно было бы при этом помнить, что в Него, Иисуса, многие наши ближние еще и веруют. Веруют живо и трепетно, так что художественные эксперименты на этом материале требуют сугубой осторожности, особого такта. Увы, это как раз меньше всего интересовало создателей истории о коде Леонардо…

Евгений ЗАЦЕПИН