Вечерний Северодвинск
Номер от 12 мая 2006 г.

Дома-призраки Северодвинска
КАЖЕТСЯ, что пустой и заброшенный дом еще помнит прежние времена, когда каждый уголок был наполнен жизнью и заботами живущих здесь людей. Теперь лишь старые календари, намертво приклеенные к обоям, напоминают о бывших заботливых хозяевах. Нынешние хозяева заброшенных домов Северо-двинска излишней щепетильностью по отношению к своему пристанищу явно не страдают.

В подвал спускаться расхотелось сразу - отхожее место и есть отхожее место. Некогда благополучный дом на Гагарина, 5, сегодня безропотно сносит все издевательства - такова его судьба. После спешного расселения жильцов дом оказался брошен на произвол судьбы. Если поначалу какая-то охрана и была, то сейчас здесь царит полная анархия и разруха, которая, как известно, рождается в головах. Судя по всему, недавно на территории дома прошла приборка - во дворе свалены полные мешки мусора. Но и сейчас в комнатах хлама хватает - старая одежда, море бутылок из-под алкогольных напитков всех сортов - от «Русского Севера» до «Русского стандарта».

Ваня и Данил, современные Том Сойер и Гекльберри Финн - наши отважные проводники по дому с привидениями, но и они рискуют появляться здесь только днем. Вечером в темном и пустом доме может произойти все что угодно. Никто не знает, что скрывается в темноте лестничных пролетов и заколоченных чуланов. А уж мрачных историй о страшных делах, что творятся здесь, хватит на пару томов.

Соседские бабушки на призрак дома №5 особо не жалуются. Дом не мешает, а люди там обитают по большей части тихие. Никаких неприятностей не припомнят. Однако зайти за забор не рискнут, и правильно - на этих развалинах, как в анекдоте, делать нечего.

Сиротствующий уже больше шести лет дом на Лесной, 23, - тоже привлекательное место для бомжей. Правда, заходить в него неудобно, двери в подъезды заколочены, зато внутри все почти в порядке, если не считать разобранных полов на первом этаже. Но это уж как водится - все, что в городе не нужно, на даче пригодится.

В одной из квартир встретили и гостей. Заметили четверых, сразу разбежавшихся при виде фотоаппарата, а один так и остался сидеть у трубы, которую до нашего прихода вся компания и отпиливала. Испуг прошел, разговорились.

- А что поделать? Дом уже сколько лет стоит, ремонтировать его не будут, а сносить - денег не хватит. Так что мы тут ничего плохого не делаем, все равно труба пропадает без толку. Так лучше уж мы заберем. Вы только в милицию не звоните.

Не звоним, едем дальше, на Индустриальную, 30. Здесь уже жить не станет никто, вместо крыши - синее майское небо. Вместо пола - слежавшийся мусор, который вываливается из всех щелей. Последний приют покинули все, даже бродячим кошкам здесь не нравится, знают места повеселее. Соседние дома, пока еще жилые, тоже выглядят не блестяще - то ли сваи сгнили, то ли грунт просел - но стены пошли «гулять», как на сюрреалистических картинах. Кажется, что жить здесь нельзя, а мы живем. Потому что крыша над головой - ценность вечная, и оставлять свои дома будем как экипажи военных кораблей - только перед лицом неминуемой катастрофы.