Вечерний Северодвинск
Номер от 27 апреля 2006 г.

Дед за внука не ответчик
Когда Егор Тимурович ушел с поста руководителя правительства, жгли книги... Аркадия Петровича

- АРХАНГЕЛЬСК я люблю, это город, в котором родился мой отец, - такими словами начал свое выступление известный ученый-экономист и политик директор института переходного периода Егор Гайдар.

Во время его кратковременной командировки на Север намечалось несколько встреч. И эта, первая из них, не была связана ни с научной, ни с общественной деятельностью гостя.

В областной детской библиотеке, носящей имя его знаменитого деда, собрались краеведы, занимающиеся изучением жизни и творчества писателя и журналиста, члены городского штаба школьников, более сорока лет носящего имя Аркадия Гайдара, а также библиотекари, работающие с детской книгой. Символично, что среди корреспондентов различных средств массовой информации были и представители старейших газет области «Правда Севера» и «Северный комсомолец», на страницах которых более чем три четверти века назад публиковались гайдаровские фельетоны и очерки, отрывки из его повестей.

- Дед - человек с уникальной судьбой после смерти, - заметил Егор Тимурович. - Чтобы отвечали за сына, это бывало. Чтобы отвечали за отца, тоже случалось, но так, чтобы дед отвечал за внука, таких случаев, признаться, не припоминаю… Когда я по воле обстоятельств после развала Советского Союза стал руководителем правительства, трудно представить, сколько всякой гадости вылилось и на деда. Когда я ушел с этого поста, в некоторых областях по указанию местных властей даже жгли его книги...

Вышедшая в те годы повесть Владимира Солоухина «Соленое озеро» вогнала в шок многих почитателей гайдаровского таланта. Мало кто поверил в то, что легендарный писатель и боец, по мнению ее автора, есть не кто иной как маньяк и убийца. Но должного отпора автор этого пасквиля по разным причинам тогда не получил. Немногочисленные публикации в защиту Аркадия Гайдара до широкого читателя не дошли. Постепенно все поутихло. «Судьбу барабанщика», «Голубую чашку», «Чука и Гека» вновь можно видеть на книжных полках магазинов.

- Деда хорошо помнят и в восточной Европе, - подтвердил Егор Тимурович. - Когда бываю там, многие при знакомстве говорят, что читали его книги. Ведь в Чехии, Германии, Словакии, Болгарии они не раз издавались в переводах, пользовались большим спросом…

Но нападки на одного из самых известных детских писателей время от времени повторяются вновь. В год юбилея писателя по первой программе центрального телевидения прошла омерзительная (иначе трудно назвать) передача, представившая Аркадия Гайдара монстром, организатором массовых убийств, геноцида против хакасского народа.

Биограф Гайдара Борис Камов, самый известный знаток его жизни и творчества, недавно закончил работу над новой книгой «Игра в наперсток». Проанализировав в очередной раз множество архивных документов, автор делает выводы: «В книге Солоухина что ни страница, то подлог». Главное, в чем убеждает расследование, проведенное Борисом Камовым: «Все обвинения, выдвинутые против А.П. Голикова-Гайдара, оказались ложью. Ни одно не подтвердилось».

Реакция собравшихся в библиотеке при упоминании об этой передаче тоже была однозначной: «Заведомо циничная ложь». Высказывалось также предположение, что передача заказная. Возможно, погоня за сенсацией. Ее создатели не работали с архивами, не встречались с очевидцами. В основе – все та же злобная книга Солоухина, переработанные фрагменты которой до сих пор гуляют по Интернету.

Гайдароведы попросили гостя рассказать о семье, и он в полной мере удовлетворил их любопытство:

- Я никак не могу привыкнуть к выросшим детям, осознать в полной мере, что они взрослые. Их четверо. Старший, Петр, - заместитель директора крупнейшего института, проектирующего автомобильные дороги, недавно стал отцом очаровательной дочурки Катеньки. Вслед за Петром по возрасту идет Маша. Ей двадцать три года, очень рано сделала бурную бизнес-карьеру. Без всякого моего проталкивания дослужилась, если считать по армейским меркам, до чина подполковника. А потом однажды пришла ко мне и сказала: «Отец, я не хочу всю жизнь доказывать, что я лучше всех на свете продаю пепси-колу. Мне неинтересно. Можно, я займусь наукой?» - «Можно, только пойми, что будешь получать раз в десять меньше». Это ее не остановило.

Недавно ушла в политику. И когда я увидел ее во главе колонны антифашистского митинга, то подумал, что она очень похожа на Аркадия Гайдара, в восемнадцать лет командовавшего полком. Хотя, скажу честно, я бы хотел, чтобы она занималась чем угодно, кроме политики. Ваня Стругацкий, сын моей жены от первого брака, по образованию программист, работает в крупном рейтинговом издательстве.

Услышав, что Павлу, четвертому ребенку Егора Тимуровича, исполнилось пятнадцать лет, Владимир Дурнев, руководитель гайдаровского штаба, сказал:

- Мы пошлем ему приглашение на коммунарский сбор в селе Копачево.

- Пусть едет, - ответил Егор Тимурович. - Но окончательно пускай решает сам Пашка. Он у нас самостоятельный.

Судя по репликам, встреча понравилась. Я ею тоже остался доволен, тем более что в кулуарах еще удалось пообщаться с давними собратьями, энтузиастами тимуровского и гайдаровского движения: историком-краеведом Альбертом Семьиным; руководителем архангельского городского штаба школьников Владимиром Дурневым; лауреатом премии имени А.П. Гайдара Светланой Лойченко, написавшей вместе с мужем, писателем Михаилом Поповым, добротную книгу «Ребята с гайдаровской улицы».

Прежде чем покинуть библиотеку, скользнул взглядом по стеллажам и убедился, что книги Гайдара здесь есть. На мой вопрос, знают ли юные читатели, чьим именем названа библиотека, заместитель директора Светлана Юрьевна Третьякова ответила:

- Знают и книги спрашивают.

Александр БУРЛОВ