Вечерний Северодвинск
Номер от 20 апреля 2006 г.

Проиграть не желаете?
Напрасно нашу делегацию какая-то бабулька «дармоедами» назвала. Дармоед – это игровой автомат, который ее сверстницы пятирублевками кормят только за обещание удачи. А мы - люди деловые: представители мэрии, милиции, Роспотребнадзора, журналисты, тоже даром хлеб не жующие.

СЕГОДНЯ пресс-служба мэрии пригласила нас в рейд по игорным заведениям города. Цель – посмотреть, не попадают ли в их сети несовершеннолетние, как выполняются другие административные законы, и понять, что дальше делать с этим бизнесом. В самом скором времени Облсобрание должно передать муниципалитету право распоряжаться его месторасположением. А пока, если вспыхивает яркими огоньками новая реклама на улице, можно, вывеску не читая, безошибочно сказать: игорный бизнес нашел еще одно место для сбора урожая.

Вторая половина буднего дня. В заведении на Плюснина высокие стульчики заняты в основном молодыми мужчинами. И одна пожилая женщина уткнулась в экран. Подростки, говорят милиционеры, чаще пропадают в компьютерных центрах, на эти заведения у них денег нет.

А вот другим нарушением пахнет, при том что курить в общественных местах запрещено.

Улица Советская, павильон на автобусной остановке.

- По поводу такого перепрофилирования больше всего недовольства, - объясняет начальник отдела развития предпринимательства Ирина Бажанова. - Раньше, говорят люди, в магазинчик можно было зайти погреться в ожидании автобуса, теперь в заместивший его игорный зал охранники не пускают.

У входа еще один голос «против». Прохожая так сказала: «Загробный марш всем этим игрушкам давно пора сыграть».

Ликвидировать – нет закона. Упорядочить – будет. Управляющий администрации города Василий Дюкарев говорит, что, скорее всего, этот бизнес из жилых домов уберут и отселят на «безопасное» расстояние от школ и культурных очагов.

По дороге к очередной точке начальник северодвинского Центра стандартизации и метрологии Михаил Ситаев рассказывает, что выдумано более трех тысяч типов автоматов. Для всех закон один: не менее 75% дохода должно идти на выигрыш. «Но, - говорит Михаил Николаевич, - среднестатистический игрок всегда проигрывает. На этом и существует бизнес более ста лет».

Удачу наше появление в зале «Айсберг» одному игроку приносит:

- 500 рублей выиграл, правда, проиграл тысячу, - человек полон решимости и дальше доказывать, что к среднестатистическим он не относится. Воля ваша…

Напоследок – к истокам. Именно со «столбиков», натыканных в магазинах, начинается игровая зависимость, говорят специалисты. Выручку владельцам «пятнашек» в торговом центре на Ломоносова, мы подпортили. Как ветром сдуло немолодых женщин от автоматов. Одна убежала, выигрыш оставив в лотке, другая возмущаться начала, увидев фотоаппараты:

- Может быть, муж не знает… Не имеете права снимать.

Не имеем, дело личное, хотя муж, скорее всего, нам бы спасибо сказал.

- А знаете, что самое страшное? – делится опытом Михаил Ситаев. - Видеть, как родители дают своему ребенку монетку: «Иди, кинь». Говорю им: «Что вы делаете, это ведь все равно что наркотик ребенку дать!»

Ежеквартально игровой бизнес добавляет в городскую казну 2,5 миллиона рублей. И немало возмущения от горожан, живущих по соседству, родственников проигравшихся. Найти золотую середину, чтобы деньги были целы и люди не страдали, пожалуй, невозможно. Но администрация города собирается хотя бы попробовать.

Ольга ЛАРИОНОВА