Вечерний Северодвинск
Номер от 18 апреля 2006 г.

«Это наш слон»
Александр Розенбаум о мачо и мужиках, ксенофобах и братишках, наших заказах и своих песнях

Бурные аплодисменты при выходе любимого артиста и после каждой его песни; поклонники, выстроившиеся с букетами перед сценой и танцующие в заднем ряду балкона; дружное, всем залом подпевание в нужные моменты – и общее завороженное молчание в те минуты, когда необходимо именно оно…

ВСЕ это – лишь фон концерта Александра Розенбаума, собравшего в минувшую среду аншлаг в зале театра драмы. Пожалуй, немногие певцы могли бы похвалиться такими контрастами.

И так отработать почти четырехчасовой концерт не всем по плечу. Все, разумеется, вживую. Хотя нет – пародию на «попсу», памятную еще по альбому «Ностальгия» 1994 года, Александр Яковлевич исполнил как полагается: под «фанеру», зато весело бегая по залу, но эта шутка лишь умножила восхищение зрителей. В тот вечер было все, ради чего собрались поклонники певца, композитора, поэта, актера. Мощная энергетика узнаваемых неровных ритмов. Обаяние мужественной поэзии и «фирменного» розенбаумовского вокала. Слаженная работа партнеров-музыкантов – Александра Алексеева, Николая Резанова, Алексея Дулькевича и других. Любимые песни – от «Гоп-стопа» и «Вальса-бостона» до вещей из последнего, вышедшего в декабре 2005 года альбома «Я вижу свет». «Непесенные» стихи (особенно покорили публику строки: «Куда ни плюнь, везде сплошные мачо – а очень не хватает мужиков»). Признание в уважении Северодвинску – городу, с которым, по словам Александра Яковлевича, связано многое в жизни его (к примеру, не так давно как полковник медслужбы он проходил военные сборы на Северном флоте – на одном из наших заказов) и его друзей, «братишек»-моряков. Песня «Памяти погибших подводников» в начале программы… Словом, вся тяжелая артиллерия в действии!

Чуть-чуть огорчились, может быть, лишь журналисты – затянувшийся концерт не оставил времени на интервью – и те зрители, кто надеялся, что артист будет отвечать на записки из зала. Однако маэстро сказал со сцены веско: мол, с годами поумнел и понял, что концерт и творческая встреча – жанры разные.

Впрочем, несколько важных тем Розенбаум затронул сам. Между делом, перед очередной песней. Вот, например, о чем рассуждал он, прежде чем спеть «Вечернюю застольную» (начинается она подходяще по смыслу: «Черт с ними»):

- Сейчас много говорят о ксенофобии, о фашизме. И действительно, есть их проявления. Но я готов биться за то, что народ-то у нас не ксенофобный! Значит, это просто надо кому-то, надо ссорить нас между собой. Для каких-то корыстных целей надо. Но им не удастся это, я уверен…

- Убивать их надо! – раздается голос с задних рядов.

Артист предостерегающе поднимает руку:

- Не будем такими, как они. Нет, сначала надо ну хотя бы не подавать им руки. Нужно их во всем изолировать… Верю, что все будет хорошо в нашей в самом деле очень монолитной стране!

- Недавно по телевидению показали фильм Станислава Говорухина «Не хлебом единым», в котором я сыграл одну из главных ролей, - говорил певец спустя полчаса. – К нему я написал песню, которая в фильм не вошла и которую я сейчас исполню… Вам судить, как она получилась. Но я писал ее в традициях советского песенного искусства. Потому что это была великая традиция, и великим искусством было то наше умение снимать фильмы, писать к ним песни, которые порой переживали фильмы… Сейчас идет какое-то подражание иностранному кинематографу. А я думаю, негоже нам делаться двести шестьдесят восьмыми американцами или пятьсот пятьдесят девятыми японцами. Во-первых, не получится это, а во-вторых, просто негоже! И не в ура-патриотизме дело, не в том, что наш российский слон лучше всех. Просто этот слон наш. И мы его любим.

Не знаю, можно ли самого Александра Розенбаума назвать «нашим слоном». Но, судя по сотням северодвинских зрителей (и, без преувеличения, по миллионам со всей России), мы его любим.

Алексей ЯНИН