Вечерний Северодвинск
Номер от 18 апреля 2006 г.

«Раздал в Горсовете доллары - и спи спокойно…»
Почему бизнесмен Казаринов не дает взяток, а депутат Казаринов их не берет Пару лет назад в прямом эфире на ТВС предпринимателю Казаринову задали вопрос, давал ли взятки чиновникам? «Никогда и никому», - положа руку на сердце, ответил Виктор Евгеньевич.

Ни дать, ни взять

Казаринов давно уже не просто бизнесмен. Депутат областного Собрания, сам – представитель власти. И о взятках, наверное, многое знает. Берут? Не берут? Дают? Не дают? Что думает о скандале с депутатом архангельского Горсовета Воробьевым, который попался на взятке в 900 тысяч рублей? Есть о чем поговорить. Тем более что скоро, очень скоро в Северодвинске начнется борьба за землю и за остатки муниципальной собственности.

- Сказать по правде, я от ситуации с Воробьевым в шоке. Разговаривал с другими депутатами архангельского Горсовета, они в недоумении. Мол, как можно было всех нас так подставить, дискредитировать само понятие «депутат». Тем более что Воробьев в бизнесе, неплохо зарабатывает… Надеюсь, этот случай останется единичным.

- Виктор Евгеньевич, в Твери только что взяли на взятках (простите за оборотец) мэра и нескольких депутатов. И вы утверждаете, что Воробьев - это единичный случай? Не на Марсе ли мы живем?

- Мое видение вопроса. Часто езжу на учебы, семинары, общаюсь с депутатами из других регионов. Складывается ощущение, что мы живем на разных планетах. Они мне: «Вопросы бизнеса нужно решить? Какие проблемы, старик? Приходишь с пачкой долларов в горсовет, раздаешь всем депутатам - и нужное решение проголосовано!». Я им: «У нас на Севере такого не бывает. Народ другой, более честный». Я это на себе испытал. Может, кто-то и дает, и берет… Мне, слава богу, не предлагали. Ни дать, ни взять.

- Значит, вам лично не выгодно быть депутатом?

- Никаких выгод и преференций для бизнеса депутатский мандат не дает.

Горячие точки на карте Северодвинска

- Северодвинские депутаты изрядно поспособствовали тому, чтобы местные чиновники забыли слово «взятка». Теперь муниципальные помещения площадью более 55 кв. м уходят в аренду через аукцион. Бюджет уже получает миллионы. Перед нами идеальное политическое решение?

- Моя позиция по этому вопросу несколько расходится с позицией наших депутатов. Нельзя во главу угла ставить только деньги.

- А что же тогда?

- Потребности горожан в первую очередь. На аукционе победит тот, кто больше заплатит. Допустим, крупная торговая сеть, развлекательный, игорный бизнес. Предприятиям, ориентированным, к примеру, на бытовое обслуживание, купить право аренды просто не по карману. Хотя это вовсе не означает того, что эти услуги не будут востребованы. Много ли в Северодвинске недорогих парикмахерских или обувных мастерских? В том или ином районе города не хватает точек общепита, фотолабораторий, ателье, пунктов приема белья в прачечную. За элементарными услугами многие из нас вынуждены отправляться на другой конец города.

- Виктор Евгеньевич, никто не жалуется.

- Наши терпеливые граждане претензии выдвигают, когда все, край и деваться некуда. Задача власти состоит не в том, чтобы отрабатывать претензии людей, гасить «пожары», а в том, чтобы создавать комфортную среду обитания для людей, принимать продуманные, перспективные решения в интересах жителей города. Чем, собственно, и занимаются во всем мире местные власти.

- В таком случае что вы конкретно предлагаете?

- Для начала – оценить реальные потребности горожан. Создать некую общественную комиссию, полномочную решать, в какой части города какую инфраструктуру развивать. Магазин ли там нужен или парикмахерская? Кафе или ателье? Затем организовать конкурс проектов среди предпринимателей за право арендовать то или иное муниципальное помещение, исходя из потребностей населения. Нет у жителей данного района потребностей? Согласен, в таком случае выгоднее будет дорого продать право аренды или само помещение. Причем я сторонник того, чтобы небольшие помещения (площадью до 300 квадратных метров) продавались в собственность через аукцион или конкурс.

- Почему в собственность? Город лишится постоянного источника дохода в виде арендной платы.

- Город не лишится доходов, а будет стабильно, в течение нескольких лет получать их от продажи небольших объектов, а потом от деятельности предпринимателей, которые эти помещения приобрели. Сама жизнь доказала - чиновники не могут эффективно управлять сотнями объектов городской собственности. Частники могут, но им нужна минимальная поддержка.

Дело в том, что у всех предпринимателей существуют проблемы с получением кредитов. Проще получить кредит под залог собственной недвижимости. А значит, спокойно работать, развиваться, создавать рабочие места, платить налоги и не бояться завтрашнего дня. Однако самые крупные муниципальные объекты должны, на мой взгляд, остаться в собственности города. Это стабильный дополнительный источник дохода казны.

Лучше больше, но… меньше

- Виктор Евгеньевич, а есть ли причины для нежного отношения властей к частному предпринимательству? Проблем-то и без того масса…

- Вопросом на вопрос: почему во всем мире местные власти активно способствуют развитию малого бизнеса? Налоги от него поступают в местные бюджеты. У нас в этом смысле перекос намечался, но, надеюсь, он будет исправлен. На ближайшую сессию областного Собрания я внес законопроект. Его суть: налоги предприятий, работающих по упрощенной системе, должны поступать только в местные бюджеты.

- Экономический эффект?

- Думаю, что 30-50 миллионов дополнительных рублей в год, Северодвинску эти деньги не помешают. А у местной власти, надеюсь, откроются новые горизонты деятельности в вопросах поддержки малого предпринимательства. Сколько можно перетягивать рваное одеяло? Надо думать, как уже завтра привлечь в бюджет куда большие налоговые поступления.

- Виктор Евгеньевич, а что, широки ли эти горизонты? Если говорить о налоговых перспективах.

- По-моему, шире, чем кажутся на первый взгляд. Взять, к примеру, северодвинское ПАТП, руководитель которого на всех уровнях подчеркивает: предприятие платит миллионы рублей налогов! Однако в бюджет нашего города оно перечисляет лишь часть подоходного налога. Если принять волевое решение и реорганизовать одно большое предприятие в пять небольших конкурирующих (пусть даже муниципальных) автопредприятий, поступлений в городской бюджет будет гораздо больше.

- За счет чего?

- Эти предприятия не будут платить НДС, который идет в стабилизационный фонд, не будут платить повышенный единый социальный налог. Логично, что эти предприятия смогут увеличить заработную плату своим работникам или, как минимум, не увеличивать стоимость проезда для жителей города. Или, например, пустить сэкономленные средства на социальные гарантии для пожилых людей.

- Не слишком ли это радикально, Виктор Евгеньевич?

- Нет. Слишком радикально и неприятно не ремонтировать городские дороги и не строить доступное жилье, не приобретать медицинское оборудование и путевки в оздоровительные лагеря для наших ребятишек, не помогать пожилым людям.

Интервью подготовила Наталья КОЛОГРЕЕВА