Вечерний Северодвинск
Номер от 13 апреля 2006 г.

Вывести квоты на чистую воду
СЕВЕРОДВИНСК крайне заинтересован в законодательной поддержке судостроительной отрасли. Только на верфях ФГУП «МП «Звездочка» ждут спуска на воду корпуса двух рыболовецких траулеров, считающихся лучшими в своем классе. И Севмаш может активнее участвовать в обновлении флота России. Но положение дел таково, что у кого-то просто нет денег на покупку судов, солидные же компании размещают заказы на зарубежных стапелях. Представитель в Совете Федерации от Архангельской области Юрий Сивков считает такое положение дел ненормальным. В беседе с корреспондентом «Вечернего Северодвинска» сенатор озвучил свою позицию в развитии отечественного судостроения.

- Юрий Сергеевич, недавно в Москве на II Всероссийской конференции по рыболовству многие ее участники спрашивали, не как, а чем ловить. Имея в виду изношенность судов, их несовершенство.

- Пожалуйста, генеральный директор «Звездочки» Николай Калистратов предлагает рыбакам траулеры, которые на промысле в условиях северных морей демонстрируют лучшие качества. Их бы охотно покупали. Проблема в том, что у рыболовецких хозяйств нет ресурсов.

Как было раньше? Квоты на промысел распределялись в области. Под них предприятие могло взять банковский кредит, чтобы купить судно. Все ясно и понятно.

Теперь то, сколько кому ловить, распределяется в Москве. И обращение той же «Звездочки» выделить, скажем, архангельской базе тралового флота квоты для приобретения траулера так и не было услышано.

- И выход?

- Нужно внести поправки в закон о рыболовстве. Есть разные позиции. Кто-то предлагает вернуться к уже испытанной практике распределения биоресурсов в регионах, другие считают, что квоты стоит продавать через аукционы.

В недрах правительства застрял и еще один важный законопроект - о господдержке судостроительной отрасли. Закон, который должен определять перспективу обновления флота. Чтобы суда строились в России, а не за рубежом, как делается сегодня, требуется создать систему мер поддержки отечественных предприятий. Они должны иметь доступ к долгосрочным кредитам под приемлемые проценты, преференции по налогам, речь должна идти и о прямых дотациях государства при создании кораблей.

- Вы, как заместитель председателя комиссии СФ по национальной морской политике, при обсуждении законопроектов озвучиваете позицию северодвинских оборонных предприятий?

- Безусловно. Авторитет Северодвинска высок. Не только как судостроительного центра. На прошлой неделе в Москве проходил крупный форум, на котором обсуждались проблемы энергобезопасности страны. Я встречался с заместителем председателя правления Газпрома Алексеем Резановым, который, в частности, высоко оценил возможности Севмаша. Мы говорили о перспективах освоения Штокмановского месторождения, о том, что северодвинские предприятия способны производить высокотехнологичное оборудование. Будут ли заказы? Скорее всего, на такой вопрос Газпром даст ответ в апреле, когда концерн окончательно определится в выборе партнеров.

Василий РАШЕВ