Вечерний Северодвинск
Номер от 11 апреля 2006 г.

Побочный эффект «кремлевской таблетки»
Участковый терапевт получает почти в три раза больше своего заведующего. На прошлой неделе медицинская общественность города ахнула. Восторженно, удивленно и возмущенно – в зависимости от места работы. В город пришли деньги на доплату участковым врачам и медсестрам. Вопреки недавним официальным сообщениям - с учетом северных надбавок. И многомесячное обсуждение, какой специалист в белом халате больше Родине- матери ценен, вспыхнуло с новой силой. Радость тех, для кого доплата в 10 или 5 тысяч рублей умножается на районный коэффициент, в комментариях не нуждается. Возмущение оставшихся за бортом национального проекта растет.

7 апреля, во Всемирный день здоровья, мэр Александр Беляев и начальник управления здравоохранения Лариса Меньшикова пришли в поликлинику №3, чтобы обсудить, какие результаты дает проект, как они отражаются на здоровье коллектива.

- Хорошего, безусловно, больше. Да, с перегибами, но наконец-то сдвинута махина, - единодушны во мнении главный врач больницы Алексей Каверин и зав. поликлиникой Галина Генералова.

На невиданную доселе высоту поднят зарплатой авторитет терапевта. Штат поликлиники пополнился четырьмя врачами и шестью медсестрами. У коллег из первой поликлиники – шесть новых терапевтов и восемь медсестер. Укрепляется служба врачей общей практики. Благодаря увеличившейся зарплате здравоохранение Северодвинска теперь полностью укомплектовано педиатрами. Пока заполняются вакансии и снижаются нагрузки на докторов.

- Потом будем менять тех врачей, которым давно пора на пенсию, кто работает нерадиво и имеет нарекания от больных, - говорит Алексей Каверин.

Раньше держались за каждого, потому что лучшие стремились уйти туда, где платят больше. Теперь заведующие отделениями с радостью рассказывают об обратном движении:

- Молодой, но грамотный, умеющий работать с больными специалист, - говорят об Ольге Воробьевой.

Так что жителям улицы Орджоникидзе Национальному проекту спасибо надо сказать – если бы не он, разве ушла бы Ольга Валерьевна из госпиталя на давно ждущий доктора участок?! И молодой терапевт Алексей Никитин не скрывает: присматривался из медсанчасти к работе в поликлинике до тех пор, пока надбавкой не заинтересовали.

Только радость у заведующих если не со слезами на глазах, то с обидой.

- Не задумываясь, ушла бы в участковые, если бы была помоложе, - не самую главную причину назвала Любовь Кузнецова.

Где это видано, чтобы начальник получал меньше подчиненного? В терапии! Заведующий с высшей докторской квалификацией – около 10 тысяч рублей, рядовой участковый – за 20! Удивляться стоит не тому, что все заведующие написали заявление о переводе, а почему опытные руководители забрали их назад. Остались еще такие не¬оплачиваемые понятия, как ответственность и добросовестность.

- Да, мы, люди старой закалки, привыкли бежать вперед, не оглядываясь на оклады. Но следующее поколение таким уже не будет, - говорит старшая медсестра Нина Щербатова. Ее зар¬плата как была, так и осталась 5500. Но Нина Александровна не о себе - о тех, для кого и такая получка - мечта, о санитарочках, работающих добросовестно за неполные две тысячи.

- Почему люди за одинаковую работу должны получать в три раза меньше, чем на участках?

Этот вопрос с новой силой вспыхивает в больничных кабинетах. И пока там же гаснет. Трудно радоваться тому, что коллега выбрался из вечного безденежья, если сам в нем остался. Да и высокооплачиваемому нынче лагерю тоже не по себе под прицелом обидных взглядов и разговоров.

- Если думать, что намеренно так решен вопрос, то это безобразие, - самое мягкое слово подобрано для общего мнения.

«Конечно, намеренно», - уверен Александр Беляев. Похоже, Кремль умышленно выбрал метод «шоковой терапии»: одним дадим, другие возмутятся и, в конце концов, путем социальной напряженности вытрясут из местных бюджетов доплату. Пример дан: уже открыл пухлый столичный кошелек Лужков и вслед за ним некоторые другие богатенькие регионы. А остальным хватит прикидываться бедненькими, решило правительство, забирающее из бюджета Северодвинска 85 процентов налогов (было время, в городе оставалось 55 процентов).

- Честно скажу: мы будем упираться. Но, думаю, в конце концов повысим зарплаты. Начнем теребить область, меньше средств станем вкладывать в ремонт дорог, ветхого жилья, – сказал наш мэр.

Ольга ЛАРИОНОВА