Вечерний Северодвинск
Номер от 6 апреля 2006 г.

ЧП городского масштаба
Северодвинские спасатели: без бензина и зарплаты. Первый аванс в 2006 году северодвинские спасатели получили только в конце марта. Три месяца они берегли жизнь и здоровье горожан по долгу службы и за идею, а проще говоря, за так.

ПРИЧИНА проста: с самого начала своего существования северодвинская аварийно-спасательная служба была зарегистрирована как предприятие. То есть платила, как и любая коммерческая организация, все причитающиеся налоги. Основанная на энтузиазме и по личной инициативе, служба была признана официальными органами лишь в 2000 году, когда с козырька дома 10 по проспекту Ленина рухнуло тридцать тонн кирпича. Гром грянул. Необходимость существования в городе службы, ориентированной на выполнение аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций, стала очевидна. И только тогда аварийно-спасательная служба вышла из состава ООО ОСС «Спасатель» и была зарегистрирована как муниципальное унитарное предприятие.

Но и тогда ситуация с финансированием выглядела несколько странно: служба получала деньги из городского бюджета и при этом часть средств возвращала в бюджет в виде налогов. Только за 2005 год спасатели выплатили порядка 800 тысяч рублей налогов, вместо того чтобы потратить эти деньги на техническое оснащение службы. А это уже отдельная головная боль. Сегодня служба не имеет возможности осуществлять круглосуточное дежурство, поэтому в случае ночного вызова каждый сотрудник добирается до работы самостоятельно. Как правило, на такси - за свои же деньги.

В конце минувшего года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131), в котором создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб отнесены к вопросам местного значения и возложены на местные администрации. В связи с этим мэр города Александр Беляев издал постановление, и с 1 марта этого года аварийно-спасательная служба стала муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета. Решение хорошее, но с момента издания постановления до его реализации прошло три месяца, как и положено. Но эти три месяца служба, по сути, висела в воздухе. Финансирование спасателей как предприятия прекратилось, а как учреждения - не началось. Самое точное определение для этой ситуации - финансовый вакуум. Зарплата сотрудникам не выплачивалась, бензина для машины не было, в результате спасатели могли выезжать только на чрезвычайные происшествия. Продержались чудом, но, если бы что-то случилось вдали от города, помощь могла бы и не прийти, оставшись с пустым баком на середине дороги.

В середине марта спасатели наконец-то получили первые деньги - аванс. В конце месяца поступили средства и на бензин. Но прошедшие три месяца бесплатной работы пока что так и остаются бесплатными. Константин Окулов, начальник службы, пытается доказать в администрации города необходимость возмещения затрат этих месяцев, однако вопрос решается непросто. По документам, как водится, все выглядит просто замечательно.

В ближайшее время получить деньги за три месяца спасателям не светит. Только на апрельской сессии муниципального Совета этот вопрос может быть поднят, а когда будет конкретный результат, имеющий свободное хождение на территории Российской Федерации, и вовсе сказать невозможно. Парадокс ситуации заключается в том, что необходимость в аварийно-спасательной службе очевидна для всех, но какие-либо меры по созданию нормальных условий для ее работы предпринимаются только после очередного ЧП. Значит, остается ждать очередного грома.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН