Вечерний Северодвинск
Номер от 3 апреля 2006 г.

Всех «королев» - на конкурс
Мэрия пытается «строить» частных перевозчиков. Законно ли это? На городских пассажирских маршрутах царит хаос, утверждают чиновники северодвинской администрации. Мало проблем с ПАТП, так еще и частники головной боли добавили.

В городе С. «Белые ночи»

Маршрутные такси «Снежная королева» и «Белые ночи» безо всякого на то позволения возят вечно спешащих горожан аж за десятку! Тогда как Неумывако берет по восемь рублей с носа да еще и льготника на борт. Где, спрашивается, справедливость? Мэрия считает, что ради восстановления оной необходимо провести муниципальный конкурс за право осуществлять пассажирские перевозки.

Оказывается, по поводу таких вот конкурсов полстраны в судах тягается. Судебная практика Вологды, Петрозаводска и близкого нам Архангельска показала: организация автобусного движения на договорной основе - в том числе проведение конкурсов по инициативе администрации - возможна лишь в том случае, если заказчиком пассажирских перевозок выступает орган исполнительной власти. При осуществлении пассажирских перевозок на коммерческой основе орган исполнительной власти заказчиком автотранспорта не является. По сути, конкурсы и договоры могут касаться лишь «социальных» маршрутов, когда перевозчик претендует на часть муниципального заказа или на бюджетные дотации.

О конкуренции и ограничении

Наверное, хорошо, когда власть на местах пытается хоть как-то контролировать ситуацию. Однако в нашем случае федеральное Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом не устанавливает никаких ограничений со стороны региональных властей. Никаких конкурсов (это противоречит закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Только водительская квалификация и исправный транспорт.

Утвержденное Минтрансом Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров предусматривает контроль за деятельностью частников только со стороны ГИБДД. При этом перевозчики наделены правом самостоятельно разрабатывать маршрут и графики движения, устанавливать автобусные остановки. Региональные власти контролируют только соответствие маршрутов требованиям безопасности движения. Но по безопасному маршруту могут ездить все имеющие лицензию компании и предприниматели.

На мой взгляд, с появлением в Северодвинске двух маршрутных такси была восстановлена некая социальная справедливость. Горожане, желающие ездить дороже, но с комфортом, получили такую возможность. Ранее даже право на нее усиленно и эффективно оспаривалось городской прокуратурой. Но как худа без добра не бывает, так и добра без худа. Есть, есть над чем работать местным «королевам» и «ночам».

Сегодня добиралась до работы на белом «Соболе». Дверь в маршрутку до конца не закрывалась (щель – в палец), водитель курил, в салоне стоял резкий запах бензина, а на подступах к ягринскому мосту застучал мотор. Водитель, считай, на ходу свою «королеву» ремонтировал. Так, может быть, на вопросы безопасности пассажиров нашим властям внимание переключить? А не на то, кто, как и за сколько?

Марина НЕВЕРОВА