Вечерний Северодвинск
Номер от 30 марта 2006 г.

Подполковник Валерий Бадогин: «С таможней лучше не играть!»
- У нас своя специфика работы. Северодвинск находится далеко от границы, но зато в нем есть сразу несколько крупных предприятий, работающих с иностранными партнерами. Так что на ввоз оформляем обычно комплектующие, а на вывоз - морские суда.

ТЛ 2.jpg

Подполковник таможенной службы Валерий Бадогин возглавляет северодвинский пост уже шесть лет. А история таможенного дела в нашем городе началась еще во время Великой Отечественной войны, когда в Архангельск и Молотовск приходила иностранная техника по ленд-лизу. Но тогда здесь работали в основном приезжие специалисты, поэтому официальной датой создания поста считается 22 июня 1993 года. В городе оборонных предприятий он появился в весьма непростой исторический момент. Сегодня же ситуация изменилась, заказов хватает, а значит, хватает работы и у таможенников. За 2005 год северодвинский пост перечислил в федеральный бюджет более 110 миллионов рублей.

- Такие большие перечисления связаны прежде всего с теми огромными объемами ввоза и вывоза, которыми отличается наш город. А работает с ними не так много людей, штат нашего поста небольшой. Зато каждый является специалистом высочайшего уровня, может не только досмотр провести, но и составить акт об административном нарушении.

- В чем же заключается ваша основная работа - пропуск груза в город?

- Нет, пропуск груза производится на границе, а здесь, в зоне деятельности получателя, груз оформляется. Что же касается главной задачи нашей работы, то она обязательна для любого таможенного подразделения - обеспечение экономической безопасности России.

- А в чем конкретно это проявляется?

- Например, в контроле за безопасностью. Любой груз, будь то сырье или конечный продукт, должен быть безопасен для людей. Есть отдельные категории грузов, которые запрещены для свободного перемещения, и мы должны это предотвратить, а если произошло - пресечь.

- Таможня всегда ассоциируется с двумя словами - «граница» и «контрабанда». А какая контрабанда может быть в нашем городе?

- Все правильно, контрабанда - это дело таможенного контроля на границе. Наша же основная проблема - неправильное оформление документов. Поэтому сенсаций и громких происшествий у нас не бывает.

- Неправильное оформление документов осознанное или случайное?

- Бывает по-разному, иногда в документах специально дается ошибочная или неточная информация о ввозимом товаре. То есть в модели это выглядит так: предположим, пошлина на провоз карандаша больше, чем провоз ручки. Владелец груза думает: зачем мне платить больше? И оформляет груз как ручку. А на досмотре мы выявляем, что он неправильно декларировал груз. В результате ему приходится платить штраф, и вместо выгоды он получает лишние расходы. Но сейчас нарушений стало значительно меньше - штрафы за административные таможенные нарушения сегодня довольно серьезны.

- А неосознанные ошибки в оформлении бывают?

- Да. Например, некоторые иностранные предприятия работают по правилам, которые нам не всегда понятны. Иногда предприятие-получатель может не знать каких-то характеристик получаемого груза, а отправитель не сообщает их, расценивая как коммерческую тайну или ноу-хау. Но на северодвинских предприятиях работают настолько хорошо подготовленные специалисты, что проблем с оформлением обычно не возникает ни у Севмаша, ни у «Звездочки».

- Хорошо, а рядовым северодвинцам часто приходится к вам обращаться?

- Довольно редко, в основном мы работаем с юридическими лицами. Те, кто едут за рубеж или возвращаются из-за границы, оформляют документы в пункте пропуска, и с нами им уже встречаться не приходится. Основная же работа с частными лицами - это оформление контейнеров при переезде на постоянное место жительства за рубеж и перевоз через границу автомобиля.

- Часто северодвинцы ездят за границу за машинами?

- Довольно часто, все-таки благосостояние людей растет. В основном ведь покупают не новые машины, а уже бывшие в употреблении иномарки с минимальным сроком службы и километражем.

- Насколько проблемно пригнать автомобиль из-за границы?

- Совсем не сложно, никто ведь не запрещает ввозить машины. Просто необходимо выполнить все таможенные требования, чтобы потом не возникло неприятностей. Ездят ведь не только в Германию, но и в Беларусь, при этом забывая, что это тоже отдельное государство. Машину пригоняют, не оформляют как следует, и в результате по прошествии нескольких месяцев владелец становится нарушителем.

- А вы консультируете горожан по вопросам правильности оформления?

- Конечно, даже если тот или другой вопрос решаем не мы, правила и нормы с радостью сообщим и разъясним человеку. То же самое касается и вопроса о денежных суммах, разрешенных к вывозу за рубеж. Поверьте, лучше не играть с таможней в игры. Не поленитесь вписать в декларацию все, что вывозите за границу, тогда к вам не возникнет никаких вопросов как по пути туда, так и обратно.

- И все же нарушений много?

- Не скажу, что много, но есть. Во-первых, законодательство меняется с очень большой скоростью, и то, что вчера было нарушением, сегодня уже можно, и наоборот. Во-вторых, некоторые пытаются найти в законодательстве слабые места и использовать их в своих интересах.

- Напоследок хотим задать отстраненный вопрос. Сейчас в городе работают несколько точек, которые, судя по вывеске, торгуют таможенным конфискатом. Это то, что конфискуется здесь же, в Северодвинске?

- Нет, у нас конфиската нет, эта система практикуется в основном в крупных городах, куда приходит много товара с различными нарушениями и признаками контрабанды. У нас же конфискации товара, как правило, не бывает. К счастью, обходимся без категоричных мер.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН