Вечерний Северодвинск
Номер от 28 марта 2006 г.

Северные корни Жореса Алферова
В понедельник в Архангельск по приглашению регионального отделения КПРФ приехал Жорес Алферов. Он знаменит как политик – является депутатом Государственной думы РФ, членом коммунистической фракции. И не менее известен как ученый.

- Он вице-президент Академии наук РФ, директор знаменитого физтеха в Санкт-Петербурге, которому отдал 53 года жизни, лауреат Нобелевской премии, - восхищается архангельский краевед Альберт Семьин, который собирает материалы, связанные с семьей Алферовых. Досье у него солидное.

- Альберт Александрович, правда ли, что Жорес Алферов наш земляк?

- В определенной степени - да. Его отца Ивана Карповича в 1930 году по партийной мобилизации направили в поселок Самодед Плесецкого района на должность директора Пермиловского лесозавода № 1. Там он проработал чуть более года, понял, что не хватает образования, и в 37 лет поступил на рабфак в АЛТИ. Жил тогда в небольшой общаговской комнатушке с женой и двумя детьми – Марксом и Жоресом.

- Согласитесь, иностранные имена и славянские отчества – сочетание не совсем обычное…

- Это воля отца, биография которого типична для своего времени – он сражался на фронтах Первой мировой войны, участвовал в подготовке Февральской и Октябрьской революций. В годы гражданской войны был дважды ранен, закончил военную карьеру командиром полка в войсках ВЧК на польской границе.

Идеалам революции был верен всю жизнь, потому и дал старшему сыну имя Маркс (он со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт и геройски погиб в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году). Младшего назвал в честь французского революционера, организатора социалистической партии и газеты «Юманитэ» Жана Жореса, трагически погибшего от рук провокатора-шовиниста.

- Альберт Александрович, а с Северодвинском есть связи у Алферовых?

- Его отец, будучи студентом Промакадемии при АЛТИ, трудился на подготовительных площадках будущего Судостроя. И Жорес Иванович многократно бывал в Северодвинске. В одном из интервью он сказал, что главное дело его жизни – наука. Но если ради Родины требовалось вложить знания в конкретные задачи, не отказывался: «Нужно было сделать полупроводниковые устройства для атомной лодки, я сидел и делал. По науке это было почти не интересно, но это было нужно. Я сидел полгода в лаборатории, не думая, что получу за это орден или премию. Это было нужно, и я был счастлив, когда все сделал. Счастлив, когда, побывав на лодке, увидел, как все это хорошо работает.»

За свою работу по заказу ВМФ Жорес Алферов получил в 1958 году орден «Знак Почета».