Вечерний Северодвинск
Номер от 9 февраля 2006 г.

«Черная точка» - искусство где-то рядом
Ментальные практики Поморского даосизма, оккультные обряды индейских цивилизаций, тоталитарный некроджаз, невообразимый театр рок-н-ролла, произрастание чувств, деструктивные мелодекламации - так выглядело меню фестиваля экспериментального искусства «Черная точка». Фестиваль, о котором так долго распускали слухи, свершился 3 февраля в Архангельске.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ пропаганда выглядела архипривлекательно и вкусно: немыслимые названия на красочных афишах, намеки на эпатаж и исключительность, ограничение на вход - только для людей старше 16 лет, с устойчивой психикой и неортодоксальных взглядов. Абсолютно естественно, что поле грядущего эксперимента было заполнено под завязку, зеваки и критики жаждали зрелищ.

«Точка» - детище фестиваля «Terror Incognita», участники и вдохновители почти одни и те же. Причины смены курса определяет один из идеологов «Точки», художник Вячеслав Ларионов:

- Новое название фестиваля - следствие нашей попытки прекратить появившуюся тенденцию «революционности» и отделить искусство от политики. Задача «Черной точки» - дать выход современному экспериментальному искусству.

Это самое искусство, с точки зрения Ларионова, представляет собой подобие промежуточного сосуда, сообщающегося со всеми существующими системами, где при этом отсутствуют ограничения, препятствующие свободному развитию. Основное отличие от «классики» заключается в том, что авторские идеи и новаторские средства их реализации значительно отличаются от общепринятых норм. Здесь нет задачи специально эпатировать зрителя - шок может возникнуть в результате неподготовленности к восприятию неожиданной формы выражения.

Действие происходило на нескольких площадках одновременно, увидеть все сразу было невозможно физически. Собственно открытие фестиваля произошло на «Черно-белой выставке». В программе значилось - нечленораздельные удары аритмичных рук. Зрителя не обманули - несколько детин со всей дури лупили в барабаны и железные бочки, в то время как еще двое терзали гитару и свистели мегафоном. Минут через десять вся эта неописуемая красота прекратилась. Выжившие отправились искать смысл жизни в картинах, остальные - в зал, слушать простой и традиционный панк.

И далее понеслось - невнятные «3Dicks» и «Ева Браун», индейские танцы и сеты диджеев, нелепая музыка московской группы без штанов «Loa-Loa» и поморско-даосский перформанс.

Вячеслав Ларионов говорил в начале праздника свободного искусства:

- На лице современного зрителя, слушателя, читателя запечатлен один-единственный лозунг: веселите меня, ублажайте меня, восхваляйте меня. И главное - в меру! Ничего умного («не загружай»), ничего серьезного («не напрягай»), ничего глобального («не волнует»). Мы представляем шанс взглянуть на мир под иным углом зрения. Воспользуется ли зритель этим шансом - это его выбор. Мы лишь даем повод и напоминаем - альтернатива есть.

Странно, но именно эти лозунги как нельзя более подходили к большинству представлений «Черной точки». Не тот зритель? Уже на следующий день, вспоминая все произошедшее и стараясь сделать более объективные оценки, признаю, что эксперимент все же состоялся, жаль, искусства в нем было маловато. И тем не менее мир может быть совсем иным, ничто не предопределено, и у нас всегда есть шанс. Дерзайте - искусство где-то рядом!

Константин ИМАГО