Вечерний Северодвинск
Номер от 26 января 2006 г.

Юбилей отмечу на Эльбрусе
Благодарен судьбе за встречу с Михаилом Ишутиным

В один из скучных зимних вечеров, чтобы подбодрить себя, я написал на листе бумаги три заветных желания. К ним добавил слова из песни Аллы Пугачевой: «Есть всего лишь три желанья, нету рыбки золотой…» Несколько лет висел и пылился этот листок на стене, напоминая о светлых фантазиях.

ГОДЫ активных занятий спортом давно прошли. Выросли дети. Но, возможно, просто пришло время воплотить в жизнь все то, что не успел в молодости, - мечты, записанные давным-давно. Да, именно так! Один случай смог резко изменить мою спокойную жизнь.

В городской газете прочитал статью о восхождении наших альпинистов на Эльбрус. Сигналом к действию было упоминание о 16-летнем парне, который первый раз шел в горы. До сих пор не могу понять, почему, сам до конца не веря в эту авантюру, я нашел руководителя альпинистов Михаила Васильевича Ишутина. Объяснил, что очень хочу увидеть белоснежные вершины на фоне голубого неба, пройтись по снегу в связке. Попросил записать в секцию. Внимательно выслушав мой несвязный рассказ, Михаил Васильевич объяснил: все в походах, занятий нет… Но если есть желание – поехали!

- Поехали?! Это шутка?

- Хочешь, поехали с нами на Кавказ, - повторил Ишутин.

До отъезда оставалось десять дней. За это время надо было отпроситься на работе, найти необходимое снаряжение и деньги. В эти дни я крутился, наверное, быстрее, чем белка в колесе. Успел даже побывать на городском туристическом слете. Здесь впервые увидел альпинистское снаряжение. Даже несколько раз спустился с моста и переправился через условную водную преграду по натянутым веревкам. Впечатления и восторг – неописуемые. Желание поехать стало еще сильнее.

И вот мы на Кавказе. Одновременно с акклиматизацией каждый день проводятся занятия. Для меня они оказались первым знакомством с горами. Не имея даже понятия о скалолазании, я сорвался уже на первых метрах подъема. Ободрал руки и ноги, и навыки стали приобретаться моментально.

На занятиях по технике передвижения по снежным склонам отрабатывали прием самоудержания – это когда катишься на спине по снегу, а потом переворачиваешься на живот и втыкаешь ледоруб в снег. Приятно в июле покататься на снежных горках. Покатались, посмеялись.

А вот на учебе по переправе через горную реку улыбались только те, кто стоял на берегу. Первым пришлось идти вброд по ледяной воде. Они закрепили веревки на другом берегу, и по ним все остальные благополучно переправились. Или вот, например, занятие по транспортировке пострадавшего. «Пострадавшим» выбрали бревно весом около 50 килограммов. Из подручных материалов изготовили носилки. Уложили каску, обозначив голову, с другой стороны – ботинки. После тщательной подготовки и проверки стали поднимать «пострадавшего» и сопровождающего. Приблизительно на середине пути движение остановилось. Носилки и сопровождающий висят на одном месте около 5 минут. Мы стоим внизу и с напряжением ждем, когда возобновится подъем. Вдруг кто-то из нас кричит: «Серега, проверь, он еще дышит?» Сопровождающий наклоняется над носилками, отвечает: «Дышит!» - и нежно поглаживает каску…

Закончились десять дней ускоренной подготовки. После этого я поверил в себя. Решил, что готов к восхождению.

Эта первая вершина… Как она оказалась трудна! Несколько раз опускались руки. Ноги дрожали в коленках от напряжения. Сердце пыталось выскочить из груди. Хотелось лечь и больше никогда и никуда не идти. Но у альпинистов есть строгое правило: все вместе. Они не оставляют на половине пути ни одного человека. Все вверх и все вниз. Я не мог допустить, чтобы из-за меня развернули всю группу. Пришлось через «не могу» вставать на ноги и идти.

И вот мы поднялись на 3700 м. Вокруг меня стояли молодые ребята и девчонки, для которых эта вершина – тренировочное восхождение. Для меня – первая. Первая победа! Я захлебывался от восторга.

Потом были вторая и третья вершины. С каждой следующей подниматься становилось легче. Вторая вершина запомнилась ледяным участком, на котором я сорвался. Ледовые тренировки не прошли даром. Всего два метра свободного падения и выброс адреналина… В лагере ребята поздравили меня, сказав, что невозможно стать настоящим альпинистом, если не почувствуешь свободного падения хотя бы раз. В лагерь вернулся в хорошем настроении. Но эйфория продолжалась недолго. На более опасном участке я мог бы потянуть за собой еще кого-то. Всерьез задумался над своей подготовкой. Обязательно продолжу тренироваться, обзаведусь профессиональным снаряжением… И через годик приглашу друзей отметить мой 50-летний юбилей на самой высокой вершине Европы – Эльбрусе!

Я благодарен судьбе, что она свела меня с таким интересным человеком, как Михаил Ишутин. Большое спасибо Диме и Саше из Архангельска, с которыми я был в одной связке.

А на листке, освободившемся наконец от пыли, остались еще два желания…

Владимир КОНОНОВ