Вечерний Северодвинск
Номер от 1 января 2006 г.

Наступили Святки, и скука вся исчезла…
Письмо из позапрошлого века

Находка на руинах

В одном селе архангельской глубинки снесли старый дом. Руины бульдозером сравняли с землей. Прохожий заметил под ногами какие-то бумаги, втоптанные в грязь. Не поленился, собрал. В основном это были письма и несколько старинных фотографий.

Волею судьбы этот набор оказался у меня. Ознакомившись с бумагами, я заметил, что все они связаны с одним человеком. Это Николай Семенович Молчанов, священник села Воскресенское Шенкурского уезда Архангельской губернии, служивший там на рубеже XIX и XX веков. Поразмыслив, пришел к выводу, что семейный архив Молчановых создала и хранила дочь священника Елизавета Николаевна, в замужестве Проурзина. В советское время она работала учительницей в нашей области.

Нижеприведенное письмо отправлено сыном Александром (скорее всего, он старший из детей). Живущим в век эсэмэсок, думаю, интересно узнать, как общались люди в позапрошлом веке.

Александр ШАНИН

С Новым годом!

Дорогие и любимые родители! С Новым годом! Извините меня, что я не ответил Вам письмом по получении денег. Прошу прощения и в том, что не поздравил с праздником Рождества Христова. В первом случае я не мог Вам писать потому, что на руках было семестровое сочинение. Во втором - молчал в силу того, что ожидал назначения нового митрополита, чтобы уведомить Вас тотчас же после этого всероссийского события. Теперь это назначение состоялось.

В Рождество в первый раз было поминаемо на ектениях имя Антония, бывшего архиепископа Финляндского. С нашей стороны, т.е. со стороны студентов, он является самым желательным из всех кандидатов. Дело в том, что он был и инспектором, и ректором нашей академии. Поэтому мы надеемся, что с его назначением в академии не произойдет никаких реформ, чего, конечно, последняя, как и всякое другое заведение в мире учащих и учащихся, очень боится. Духовенство от нового митрополита ожидает очень многого. Оно надеется, что Антоний освободит русскую церковь от того бюрократизма, по которому она уподобляется всякому государственному учреждению и по которому она, собственно, не есть церковь, а только ведомство православного исповедания. Много, много ожидают от нового владыки, но что-то будет, поживем - увидим. Дай Бог одного: чтобы он не изменился после перемены своего официального положения, и чтобы с ним не случилось того, что случается обыкновенно с человеком, достигшим высшей степени власти и господства. Ведь часто бывает, что человек, одушевляемый той или другой идеею, носящийся с различными проектами, вдруг по получении высшего поста как-то осядет и ничего не делает для того, чтобы осуществить эти свои мысли, которые, по его мнению, однако принесли бы пользу другим.

Монеты бывают нужны до зарезу

О себе могу поговорить также немного. Живу, благодарение Богу, ничего. Ни шатко, ни валко, ни на сторону, как говорится. Недавно болел инфлуэнцией, но вся болезнь вылетела из меня в течение одних суток. Теперь чувствую себя хорошо. Из моих товарищей большинство уехали на Рождество, поэтому первое время после роспуска было скучновато, но когда наступили Святки, то и скука вся исчезла. Плохо только то, что на праздники закрывается и наша публичная библиотека. Впрочем, с Нового года предвидится работа, за которою время потечет быстро и незаметно.

Денег прошу не высылать без моей просьбы. Когда они мне понадобятся, то я обещаюсь без стеснения обращаться к Вам за ними. Дело в том, что монеты иногда бывают нужны до зарезу, а в иное время вовсе бесполезны. В первом случае я могу занять и потом написать Вам об этом. В последнем же - в них нужды никакой не чувствуется и они могут принести еще, пожалуй, вред. Я ведь, несмотря на свои 23 года, еще до сих пор не привык обходиться с ними. Бывает часто, что накупишь таких пустяков, глядя на которые впоследствии только плюешь и спрашиваешь - где же мозги-то мои помещаются? Итак, прошу Вас, и особо тебя, Папаша, не высылать мне денег иначе как только по моей просьбе. Я об этом уже давно хотел написать, но все как-то позабывал, но теперь, садясь за письмо, этот пункт все время держал в памяти.

А в пять по уставу пили чай

Вы спрашиваете меня, которым я перешел на третий курс? Я перешел пятнадцатым. Эта цифра пусть не кажется Вам низкою. Примите во внимание, что я уже на 22-м месте выше сравнительно с тем, как поступил. При этом и число студентов нашего курса нельзя назвать незначительным. Здесь не 15-20 учеников, как в семинарии, а целых 70 штук. Это не все. Я чувствую, что с первого же года был бы в первом десятке, если бы захотел хотя бы две трети прилежания, которым отличался в семинарии, приложить к своему здешнему долгу. Но этого я не хочу. Я желаю быть здоровым при незнании многого из того, что преподается, и быть никуда не годным при знании всей той белиберды, которою нас почти всех начинивают. Наука в академии села на свое место, так и сидит до сих пор: ничего живого, а была только схоластика, которая, при всей ее безвременности и неуместности теперь, успела надоесть уже порядочно и в Архангельске.

Участвовал на похоронах бывшего митрополита. Студентов и на отпев пускали беспрепятственно. Видел много знати, потому что пришлось стоять на отпеве среди нее. Рассмотрел великих князей, которые участвовали на похоронах. Служба и отпев затянулись на шесть часов. В процессии вокруг лаврского собора не ходил, но направился в это время в ту церковь, в которой должны были хоронить Палладия. И хорошо сделал. Иди я минут на 10 позже, чем пришел, невозможно было бы пробраться. А то я, благодаря разного рода случайностям и собственным усилиям, пробрался на самый край могилы. На моих глазах был спущен гроб с телом митрополита. Я же вместе с духовенством удостоился бросить горсть песку в могилу иерарха. Обедали в этот день в 4 часа, а в 5 по уставу, как следует, пили чай. Все утомились здорово.

Здесь больше всего добывает горло

Как живете Вы? Поздравляю Вас с Новым годом, желаю от всего сердца и всей души всего наилучшего, исполнения всех ваших желаний. Не так давно получил письмо от тетки Маши, которая пишет, что бабушка нездорова - хворает сердцем, не может будто бы спать на левом боку. Не знаете ли, каково она теперь себя чувствует? Напишите. Еще подобная же просьба. Я уже несколько раз писал Вам о том, не знаете ли что за причина гнева зятя на мою многогрешную голову, и Вы все еще об этом ничего не писали. Хотя мне его молчание нуль, но все бы интересно было знать, что так его прогневало. Конечно, я желал бы знать это не от него, а именно от Вас: у меня с ним уже покончены все счеты, и писать ему я не намерен, даже если бы с его стороны были просьбы возобновить переписку. Такой необдуманный поступок с его стороны, как молчание в продолжение полутора лет на мои прежде посланные три письма, есть уже личное оскорбление, извинить которое я едва ли смогу. Каково учится Алексей? Каково он смыслит в арифметике? Это ведь одна из наук, которой измеряется и смышленость, и вообще мышление человека. Было бы хорошо, Папаша, и очень хорошо, если бы ты сам уделял ему час на занятие по этому предмету. На учителей надеяться нечего: у них на руках 20-40 человек, так что обращать преимущественное внимание только на одного им невозможно, так как это отзовется на всех остальных. В училище же он, по моему мнению, должен всего больше изучать русский язык. Знание последнего всегда пригодится для его занятий в Шенкурске: он там будет стоять выше всех целой головой. Правописание и мало-мальски правильное изложение мыслей он должен усвоить до своего поступления в духовное заведение.

Еще одна важная статья - это пение. Я по собственному опыту знаю, что такое не петь. Не петь - это значит везде быть не на своем месте, везде скучать и из рук выпускать прекрасный заработок. У нас здесь, где эксплуатируется исключительно все, больше всего добывает горло… Отсюда тот вывод, что нужно заняться с ним дома. А тут кто способен на это? Один только ты, Папаша. Значит, на тебе же лежит обязанность наставить его и в этом отношении. И, поверь, пойдет он учиться в Питер, он копейки от тебя не попросит, но, пожалуй, еще и сам вышлет. Певун здесь добудет «minimum» 150- 200 рублей в год, поя только по одним праздникам. Это, быть может, тебе покажется невероятным, но ты должен верить мне - я не преувеличиваю. Студенты-певуны, если они пристроятся в какой-нибудь церкви на год, получат вдвое больше против наших псаломщиков, а между тем живут на всем готовом.

Передайте от меня мое почтение всем родным и знакомым. Дяде я все еще не могу собраться написать. Право, стыдно уже становится за свое поведение.

Назарьин уехал в Архангельск, и главным образом по моему совету. Прожив два Рождества в Петербурге, я знаю, что такое здешние Святки, а потому когда он у меня стал спрашивать совета, то я прямо сказал, чтобы он не жалел 30 руб., которые потратит в нашей провинции. В письме своем один из преподавателей - именно И.А. Шульгин - приглашал и меня туда, но я наотрез отказался, сказав, что не вижу никакой цели в этой поездке. Назарьин же дело другое: он и танцор, и в обществе постоянно вращался.

До свидания!

Искренно любящий Вас Ваш сын А. Молчанов 26 декабря 1898 г. СПб. дух. академия