Вечерний Северодвинск
Номер от 1 января 2006 г.

«Почти все магазины города можно закрыть!»
Алиш Байрамов привык к рыдающим женщинам в своем кабинете

- Я работала у одной женщины – овощами и фруктами торговала. Потом уволилась, а она говорит: «У тебя недостача, пока мне две тысячи рублей не выплатишь, документы не верну». А у нее ведь все: и паспорт, и полис, и пенсионное. Неужели придется деньги платить? Откуда они у меня… И дочку вот на испытательный срок взяли, две недели отработала - и не заплатили... – Женщина в кабинете Алиша Байрамова готова расплакаться. Ей необходимо лечь в больницу на обследование, а документов на руках нет.

АЛИШ Алишевич - сотрудник северодвинского отделения Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса. И рыдающие женщины в его кабинете на Бойчука, 2, - дело обычное.

- С какими нарушениями вам чаще всего приходится иметь дело?

- Обычно принимают на работу граждан без трудового договора, с испытательным сроком, который не оплачивают. Затем оказывается, что работник не устраивает, его увольняют и берут нового. На такой же испытательный срок.

В этом случае доказать факт трудовых отношений очень сложно. Можно, конечно, найти накладные и кассовые книги, но зачастую и их не бывает. Важно, чтобы сам работник требовал подписания договора, даже если он принимается на стажировку. Если работодатель договор не заключает, у него есть три дня на устранение недочета. В противном случае – штраф. Ведь это нарушение Трудового кодекса РФ. Кстати, заработная плата и при стажировке или обучении должна быть не ниже МРОТ (сейчас это 800 рублей, умноженные на 2,2 – северный коэффициент).

Я уже удивляться перестал случаям, подобным этому происшествию с документами работницы овощного отдела, – слишком часто у нас нарушают закон.

- Так вас вообще не удивить?

- Иногда удается. К примеру, в ЦУМе один из отделов при приеме на работу нового сотрудника заключает с ним договор. В нем есть пункт, который настолько выбивается за рамки разумного… Работодатель по этому документу может уволить человека, если найдет более дешевую рабочую силу! И мэрия разрешила заключение такого договора. Возможно, не вчитываясь, я не знаю, но в этом отделе текучка жуткая, и никто из уволенных продавцов ничего не может сделать.

У нас вообще люди очень доверчивые: просят подписать документ – подписывают. Работодатель утверждает, что больничные не оплачиваются и отпуск длится месяц, – соглашаются. Работодатель говорит – работник верит безоговорочно; пока идет такой процесс, никому свои права не отстоять.

- Можно ли помочь человеку, оказавшемуся в подобной ситуации?

- Мы стараемся помочь человеку в любом случае – есть у него на руках какие-либо документы, были свидетели или нет. Но если они есть, это значительно упрощает задачу. В суде дела, когда есть доказательства, практически всегда решаются в пользу потерпевшего.

Часто нарушаются права работника после проведения ревизии – при выявлении недостачи работодатель не выплачивает заработок за прошедший срок. Работник может предъявить претензии в течение двух месяцев с момента нарушения его прав. Работодатель – в течение года. Поэтому часто срабатывает такая схема поведения работодателя: после увольнения работника он выдерживает срок в три-четыре месяца, когда подчиненный уже не может обжаловать действия, устраивает ревизию и подает иск в суд на бывшего сотрудника с требованием выплатить ему недостачу. И выигрывает дело!

- Как можно обезопасить себя в этом случае?

- При подписании договора работодатель может включить пункт о материальной ответственности работника. Если его нет, без служебного расследования снять деньги с подчиненного он не может. Если есть – сумма штрафа не может превысить 20 процентов от заработной платы работника. Причем штраф снимается после ревизии только один раз. Установить другую сумму, превышающую 20 процентов, может только суд.

Каждый работник должен знать размер заработной платы. И ни при каких условиях (кроме материальной ответственности) из заработка деньги не могут вычитаться, даже при небольшой выручке заведения.

- Есть ли еще условия, при которых работодатель может штрафовать подчиненного?

- Только прописав внутренний распорядок организации, к примеру, обязав являться работников за пятнадцать минут до начала трудового дня для инструктажа, но это время должно включаться в оплату и ни в коем случае не касаться выходных дней сотрудников.

Или обязать инструкцией носить бэйджи, но в этой инструкции работник должен расписаться. Нет росписи – нет обязательства, а значит, и штрафа быть не может. Но, с другой стороны, если человек отказывается подписать эту инструкцию, то это может стать поводом для оправданного увольнения.

- Значит, подчинение внутреннему уставу входит в обязанности работника. А на что он имеет право?

- На безопасность. Несчастным случаем на производстве считается и порезанный палец. Работодатель обязан выплатить страховку. Если по пути на работу или с работы человек получил травму, она тоже будет считаться производственной. Работодатель обязан провести инструктаж по технике безопасности и создать все условия для работы сотрудников. К примеру, тепловой режим: если в помещении холодно, работодатель обязан купить обогреватель, жарко – кондиционер.

Или, допустим, работники автомастерских. Многие из них ведь даже не подозревают, что работают во вредных условиях и могут уйти на пенсию раньше.

Санитарные нормы и правила, существующие с советских времен, никто не отменял. Нельзя заставить работника проводить все время на ногах, должны быть минуты отдыха. В магазинах бытовой химии обязателен кондиционер, причем не только в рабочее время. При отсутствии необходимого инвентаря работник имеет право отказаться от выполнения работы.

При использовании личных вещей при работе он должен получать доплату. Сумма оговаривается с работодателем устно и заключается в отдельный договор.

На сегодняшний день 90 процентов магазинов можно смело закрыть, так как ни в одном из них не созданы все необходимые условия охраны труда.

- Чаще всего от этого страдают женщины. Ведь продавцами работают в основном они…

- Женщины вообще имеют право работать не более 36 часов в неделю. Если количество часов превышено, то работнику полагается денежная доплата или отгул.

Причем рабочий день начинается с того момента, когда человек переступил порог организации, и заканчивается тогда, когда он закрыл за собой дверь. Часто на работника навешивают неоплачиваемые обязанности – прийти пораньше, чтобы открыть дверь уборщице, проследить за ее работой. И никто не отказывается под страхом увольнения…

Но не столько сложно устроиться на работу, как сложно иногда с достоинством уйти. По закону работник обязан за две недели предупредить об увольнении. Иногда он уходит, не получив заработной платы. В этом случае одна дорога – в суд.

Не так давно мы разбирали ситуацию, когда девушка утверждала, что писала заявление об уходе, а ее начальница говорила, что в глаза его не видела. Поэтому необходимо всегда составлять подобные документы (а лучше вообще все) в двух экземплярах – один оставляете себе и визируете у начальника, другой отдаете ему. Или отправляете по почте с уведомлением и описью вложенных документов. Никаких проблем с увольнением не возникает, к сожалению, у беременных женщин. Их судьбу предприниматели решают быстро. Впрочем, есть один, который практически из своего кармана оплачивает будущим мамам минимальный оклад. Честь ему и хвала за это. И хотя он очень не любит с нами встречаться и после свиданий пьет валерьянку, за одно это его уважать надо.

И есть противоположность – некий господин Суликашвили. Несколько десятков дел с этим предпринимателем мы уже выиграли, но он до сих пор не выполнил обязательств по выплате заработной платы. Скоро обратимся в прокуратуру. У него была фирма «Золотая корона», мы ее между собой «Золотой коровой» называем. Потому что реально деньги из работников доил. Сейчас потерялся – по месту регистрации не появляется.

- Вы следите за деятельностью всех частных предпринимателей в городе?

- Да нет, за всеми уследить сложно. На начало 2004 года в городе было зарегистрировано 19 тысяч предпринимателей. Сколько их сейчас, неизвестно, даже налоговая вам таких сведений не даст. Разумеется, за деятельностью каждого следить мы просто не имеем возможности. Приглядываем за торговыми сетями – в них нарушений зачастую больше, чем в отдельных магазинах.

Я могу понять людей, они порой соглашаются на любую работу и условия, лишь бы платили. Только попадают в состояние постоянного стресса…

Ирина БАГРИЧ