Вечерний Северодвинск
Номер от 29 декабря 2005 г.

Не надо пить за счастье детей!
Милиция с тревогой ждет праздничных «сюрпризов»

- Хочется обратиться к родителям: ставьте на первое место детей, заботу о них. Ведь самое ценное в жизни - это ребенок, - предновогоднее пожелание подполковника милиции начальника отдела по делам несовершеннолетних Валентины Порошиной вполне может считаться оригинальным.

СЧАСТЬЯ, любви и денег принято нынче желать ко всем датам. «И правильно. Какое счастье может быть, если с детьми что-то случается?» - скажет тот, у кого нет в жизни большего смысла. Но если бы так думали все мамы и папы...

Криком души назвала Валентина Степановна наш разговор накануне самого длинного праздника года. Есть повод у милиционеров бояться каникул для взрослых, потому что почти каждый будний день приносит новые адреса уже случившейся или готовящейся беды. И хотя не может быть в этом ничего хорошего, милиционеры все-таки говорят «хорошо», когда благодаря детскому саду, школе или соседям удается забрать из очередной нехорошей квартиры детей несмышленышами, не успевшими еще принять пьяный угар и разврат за норму жизни.

- Сто шестьдесят шесть неблагополучных семей у нас на учете, но ощущение такое, что через одну нужно брать на заметку. Не занимаются родители воспитанием, падает родительский авторитет. Даже в годы страшного безденежья такой беды не было в городе, как теперь, когда жизнь налаживается. Может быть, потому, что мамами и папами становятся дети перестройки...

Если вынести за скобки проблемы благополучных родителей, когда воспитание в основном происходит по мобильнику, и самую первую причину неблагополучия - пьянку, то останутся в главных еще две, которые так настойчиво вписывают в поздравительные открытки.

Деньги зовут родителей в другие города. Едут их зарабатывать, конечно, ради детей, для этого их бросая. На занятого своей жизнью старшего брата, на почти беспомощную бабушку - на произвол судьбы. Шумные компании в «свободной хате», пьянка, прогулы в школе, преступление. Идет по этой дорожке очередной мальчишка, у которого нет папы, а мама в Питере или Нарьян-Маре зарабатывает на счастливую жизнь.

- Больше стало случаев жестокого обращения. Приходят к нам дети, жалуются, что бьют, еды не дают. Пятьдесят несовершеннолетних в этом году убегали из дома - тоже такой цифры никогда не было, - продолжает Валентина Степановна. - Последний сбежавший сказал нам: «Я не вернусь домой, мать выгнала». Бродил по городу, а теперь, говорят, живет с какой-то женщиной. И это пятнадцатилетний мальчишка! Часто дети уходят из семей, в которых мама живет гражданским браком. Из-за непонимания и обид уходят.

Это уже о любви, вернее, об эрзаце семейного счастья. Новый «папа» бьет мальчишку, переступив черту разумности наказания, а мама грудью на защиту встает. Не сына - очередного мужа: «Привлекать не желаю». А как же! Мужики - дефицит, бабий век короток...

Родные тоже разные бывают. Трезвый папа забрал мальчишку от пьяной мамы. Через неделю ребенок сам сбежал в центр «Солнышко» от отцовских тумаков. Теперь он вместе с пятилетним братиком сироты при живых родителях.

- На Яграх интернат переполнен такими детьми. Лишают родителей прав, а для них это только облегчение, - тяжело вздыхает Валентина Степановна.

Недавний случай: молодая мама-одиночка из-за трудного материального положения сдала полуторагодовалого малыша в дом малютки на дневное пребывание. Однажды вечером забрала, отвезла к прабабушке - и гулять. А утром следующего дня в учреждении раздался звонок: «Где мой сын?»

Другая, выйдя из будничного запоя, притопала в милицию, голос ее если и дрожал, то только от недельной пьянки: «Не знаю, где сын, кто-то сказал, что его, наверное, убили...» Жив, конечно, пацан, просто из дома ушел накануне мамашиного протрезвления. Недавно отправили на лечение в Талаги подростка, одного из сорока официально признанных токсикоманов. Деньги на клей ему давала мама. Без скандалов, тихо - мирно сидели они дома вдвоем. И женщина смотрела, как потихоньку умирает ее сын с кульком в руках.

- Сколько было случаев, когда маленьких детей просто забывали на улицах. Спасибо здравоохранению, оно нам всегда помогает, принимают таких ребятишек в стационары. А наутро приходят проспавшиеся мамаши и папаши: «Ребенок пропал!»

С содроганием ждет милиция десяти праздничных дней, пьяного угара застолий, за которыми детей если и вспоминают, то только для того, чтобы выпить за их счастье и здоровье...

Ольга ЛАРИОНОВА