Вечерний Северодвинск
Номер от 27 декабря 2005 г.

Королевство кривых газет
Пятнадцать лет Союз журналистов России вместе с партнерами создавал рынок прессы. В Северодвинске он признан одним из лучших в стране. Наши депутаты решили в новом году его... деформировать

Мы попросили высказаться по этому поводу председателя Союза журналистов Архангельской области, вице-президента Союза издателей и распространителей печатной продукции России Вячеслава Белоусова

- ВЫ знаете, если бы это было устное интервью, я бы предпочел очень эмоциональные оценки. А так скажу одно: грустно. Поясню почему: приходят новые депутаты, начинаешь ждать. Думаете, ждать, когда начнут выполнять обещания? Нет, я не столь наивен. Ждешь, когда и каким образом начнут «отбивать» затраченные на избирательную кампанию деньги. При этом мысленно твердишь себе: разочаруйте, сделайте так, чтобы мы ошиблись и увидели, что депутат не занимается «отбивом», а выполняет наказы любимых северян: мужики-депутаты круглый год выступают в роли Дедов с законодательной инициативой, депутатки - в образе Снегурочек. Увы...

На практике - никаких Снегурочек. Если взять комитет по СМИ, ему давно не везет. В предыдущем составе лоббировались интересы одного издания. Поэтому вполне логично, что предприниматель-депутат Лидия Логинова взяла эстафетную палочку и решила порадеть за свое детище - «Северодвинские вести», начать «отбив». К сожалению, в России это бизнесом называется. Чиновники до того президента довели, что он погрозил им пальцем - не путайте бюджетные деньги со своими! Но те продолжают путать.

Возможно, кому-то это покажется спорным, но смею утверждать: изделие на газетной бумаге, не востребованное, а навязанное читателю, никак не может претендовать на звание «газета». В лучшем случае - пиар-проект, рекламный лист. А если без сантиментов - суррогат. Суррогаты встречаются в любой отрасли: хлебной, мясной, алкогольной. Не миновала сия участь и газетную. Правда, если в других хозяйствах суррогаты производят нелегальщики, которые могут и под статью уголовную попасть, то в нашей отрасли они создаются по инициативе органов власти и крупного капитала. Первым это необходимо, чтобы построить королевство кривых зеркал, вторым - чтобы лакировать свой образ и создавать монстра из конкурента или того, на кого «барин» укажет. Северодвинск, и это подчеркивают многие коллеги из области, не допускал появления пиар-проектов в виде газет. Ведь в них работают не журналисты и даже не пиарщики, а киллеры от пера или ноутбука. И знаете, почему не допускал? В Северодвинске очень сильная журналистская школа, очень сильные газеты. Не случайно и «Северный рабочий», и «Вечерний Северодвинск», конкурируя, практически каждый год получают высшие оценки, дипломы профессионального сообщества России. У них самый большой тираж в области. Заметьте, не бесплатной доставки, что очень легко сделать, а востребованной читателем. Самое разумное, что могли (и, кстати, хотели) сделать депутаты, - это на конкурсной основе определить публикатора своих материалов.

Как профессиональный издатель могу сказать, что для этих целей достаточно тиража примерно в пять тысяч экземпляров. Два миллиона рублей, планируемых депутатами бросить на издание «кривого зеркала», во-первых, запредельная сумма, рассчитанная на разогрев фирмы-банкрота, во-вторых, это деньги, без спроса взятые у северодвинского подписчика. Дескать, мы лучше знаем, какая газета нужна нашим горожанам. Кстати, президент России ратует за то, чтобы СМИ стали экономически состоятельными. Пиар-проекты направлены против этого, уродуют рынок. Чем, не побоюсь этого слова, они вредны? Во-первых, развращают людей, работающих в них. Развращают незаработанными высокими гонорарами, заставляющими изначально врать. Почему? Да какое ведомство допустит, чтобы придворные пиарщики писали о нем правду? А развращенный человек, в обществе воспринимаемый как журналист, развращает это самое общество, которое в конце концов восклицает: как низко мы пали! Досадно, что инициатором подобных явлений выступает законодательная власть.

Кстати, я высказываю не только свою точку зрения. Не далее как в минувшую пятницу этот вопрос обсуждался на правлении Союза журналистов Архангельской области. В него входят самые уважаемые журналисты региона, главные редакторы ведущих газет, радио, телевидения. Все присутствующие были едины и высказывали тревогу, что с вводом в действие 131-го закона количество «кривых зеркал» в облике газет может резко увеличиться. Северодвинск, увы, создает свежий прецедент.

В данном случае власть не только не стремится создать равные условия в сфере СМИ, а заведомо разрушает их. Представьте, если рядом с привычными магазинами поставить «социально ориентированные» магазины, принадлежащие депутату-бизнесмену, где горожане могли бы по решению Совета приобретать продукты, телевизоры... бесплатно. Через сколько дней-недель закрылись бы «буржуйские» супермаркеты? Курьезное предложение? Соглашусь. Но в области СМИ почему-то это курьезом не воспринимается. Почему?

Именно в эти дни я веду переговоры с «Российской газетой». Как известно, это правительственное издание. В каждом регионе она создает свое представительство, крупный корреспондентский пункт. Один из основных принципов их создания - финансирование из Москвы не более чем на три-шесть месяцев. А далее, говорят учредители «Российской газеты», коли вы считаете себя профессионалами, выводите газету на рентабельность. «Российская газета» это доказала. А наши самодельные пиарщики, потупив очи, требуют: «Два миллиона на первый год безбедной жизни. А на 2007-й мы постараемся выжать из бюджета еще больше!»

И куда денутся господа депутаты? Ведь через год назначенные ими гении пиара наберут силу, обогатятся киллерским опытом и несогласных или неугодных депутатов начнут «мочить»! Доказательств тому предостаточно.

...Теперь понятно, почему грустью веет?