Вечерний Северодвинск
Номер от 22 декабря 2005 г.

Максимум нагрузки
22 декабря – профессиональный праздник энергетиков

В кабинете директора ТЭЦ-1 Михаила Котенко трудно удержаться от комплимента хозяину: посетителя встречает настоящая оранжерея – герань, мирт, фикус, пахистахис, еще что-то с труднопроизносимым названием, но очень красивое…

- Зеленеем с каждым годом, - с улыбкой говорит Михаил Михайлович. – А некоторые врут, будто мы всю экологию испортили!

Что ж, с улыбкой хорошо приступать к серьезному разговору. А речь с директором ТЭЦ заходит о вещах нешуточных. Слишком серьезна работа и этой, и

2-й северодвинской, и сотен других станций по всей России…

ТЭЦ-1 на сегодня несет максимум нагрузки. Из-за недавнего резкого скачка цен на мазут себестоимость энергии, выработанной на угле, стала существенно ниже, чем на мазутных станциях. Михаил Котенко не припомнит за последние годы такого момента, чтобы в резерве не оставалось ни одного котла и ни одной турбины. Вместе с тем аврала нет, идет интенсивная, но стабильная работа. Запасы топлива значительно превышают контрольные цифры – почти 140 тысяч тонн угля при необходимых 80 тысячах. Это, конечно, отвлечение оборотных средств. Зато есть гарантии бесперебойной работы, того, что зима обойдется без тягостных сюрпризов.

Кстати, о тягостном, неприятном. В разговоре с руководителем-энергетиком даже накануне профессионального праздника газетчику трудно избежать темы тарифов, ну и, само собой, зарплат «мироедов»… У Михаила Котенко свой взгляд на больную социальную тему. Заработки? Нормальные. Такие, он думает, у всех должны быть, чтобы каждое предприятие могло привлекать и удерживать грамотных специалистов, способных отвечать за свое дело. Но говорить о роскоши энергетических компаний – значит вводить людей в заблуждение, уверен директор ТЭЦ-1. Какая роскошь, если 60 процентов себестоимости энергии приходится на топливную составляющую? Если за год цены на уголь выросли с 600 до 870 рублей за тонну, а на мазут достигли 5500 рублей, притом что в действующие тарифы заложена цена в 2600? Рост тарифов для потребителя болезнен, однако не покрывает даже официально признанного инфляционного коридора.

- Ну не враги мы людям, - не без досады говорит Михаил Котенко. – Мы это делом доказываем – тем, что в домах города есть тепло и свет… А если кто-то этого не понимает – печально. Когда энергетика упадет на колени, поздно будет понимать!

А ведь требуются еще средства на ремонт и модернизацию оборудования, необходимые с точки зрения и экологии, и экономики, и техники безопасности. В этом можно было убедиться во время экскурсии по цехам, которую любезно провел для нас главный инженер Вячеслав Костогоров. И дело не только в проблеме золоотвала станции, который, как известно, скоро будет переполнен. На станции ведутся интенсивные работы по наращиванию дамб старого золоотвала, сооружается один из ключевых элементов новой системы золоудаления – узел сгущения. Но это, по крайней мере, уже широко известно и вызывает понимание, в том числе у городских властей. А вот эти проржавевшие трубы, к примеру, нужно было заменить уже давно, но выкроить 1,2 миллиона рублей удалось лишь сейчас. И этот современный аппарат, позволяющий машинисту эффективно отслеживать динамику параметров паровых турбин, обошелся в полтора миллиона… Основанная еще в 30-х годах, наша станция, как и многие ее «коллеги», нуждается в масштабных инвестициях. Но в наполненном нефтедолларами бюджете страны денег на это – как и на многое другое – почему-то нет…

И все же наши энергетики, конечно, не сидят сложа руки. Станция развивается. Только в этом году проведена модернизация котла №8 – внедрена новая, так называемая VIR-технология. Благодаря этому, по словам руководителей станции, удалось при сравнительно небольших затратах втрое снизить выбросы вредных окислов азота – показатели значительно ниже допустимых; притом, возможно, возрастет паропроизводительность агрегата. 23 декабря на ТЭЦ-1 планируют ввести в эксплуатацию еще один переоборудованный котел - №4. Турбина №2 после реконструкции получила возможность нести номинальную нагрузку. В планах – внедрение ряда перспективных новых технологий…

Значит, в будущее энергетики смотрят все же не без оптимизма. А с ними это можем сделать и все мы.

Алексей ЯНИН