Вечерний Северодвинск
Номер от 20 декабря 2005 г.

Пошаманили с «Ва-Та-Гой»
Никогда еще этническая музыка не звучала так современно

«Странно даже представить, что этническая музыка - это совсем не то, от чего засыпают на тринадцатой минуте. Потому что концерт «Ва-Та-Ги» зажигал публику просто насмерть: люди размахивали руками и вообще вели себя, как дети. Совершенно чумовой драйв эти северные песни!»

ЭТО МНЕНИЕ очевидцев выступлений группы «Ва-Та-Га». И оно настолько попадает в точку, что своими словами выразить то, что творилось в минувшую пятницу, 16 декабря, в клубе «Культура» ДК «Строитель» очень сложно.

Никогда еще этническая музыка не звучала настолько современно. Ведь «Ва-Та-Га», кроме акустических инструментов, использует цифровую и аналоговую обработку звука. Привычные гитары и контрабасы они дополнили большим количеством этнических духовых, струнных и ударных: карельской скрипкой йохикко, вологодским гудком, жалейкой, бубнами...

В составе ансамбля четыре профессиональных музыканта и лидер коллектива - вокалист и мультиинструменталист Александр Леонов, который на протяжении многих лет занимается изготовлением традиционных инструментов и собиранием фольклора.

После концерта музыканты спустились со сцены в зал – пообщаться со зрителями. Александр Леонов и Ольга Гайдамак вместе отвечали на вопросы корреспондента «Вечерки».

- Почему вы сменили название группы с «Reel» на «Ва-Та-Га»? И откуда такое необычное дробление этого слова на слоги?

Александр: Раньше мы играли другую музыку, и кельтское название «Reel» отвечало духу команды. Сейчас мы больше занимаемся северным фольклором, поэтому и название группы пришлось сменить. Ватага – это ведь как артель, это люди, объединенные одной общей идеей, целью.

А идея разбить слово на слоги пришла после общения с одним известным фольклористом. Он говорил очень много и умно, я всего вам пересказать не могу, но общий смысл такой: произносить «ва-та-га» для русского языка удобнее именно так, раздельно…

Ольга: Ты что такое говоришь-то? Ведь вы знаете, довольно часто задают такой вопрос, и этот ответ я в первый раз слышу…

- А раньше какая версия была?

Ольга: Когда мы стали заниматься русскими традициями, шаманизмом, узнали, что во времена язычества шаманы-скоморохи путешествовали из села в село ватагами. Вот мы и взяли слово «ватага» названием нашей группы.

А разбивка – в Москве есть уже одна рэп-команда и рок-группа с одноименным названием. Пришлось разбить, чтобы хоть как-то отличаться…

- Откуда берете свои тексты?

Александр: Из архивных записей. Еще во времена СССР была программа собирания фольклора. Тогда целые команды ученых отправлялись по деревням и записывали на пленки и бумагу народную мудрость.

Конечно, добраться до таких архивов очень сложно. Нам помогают друзья и просто знакомые. Знаете, даже те записи, которые делают студенты филологических факультетов вузов во время фольклорных практик, практически невозможно найти. Говорят, у руководителей студенческих групп есть авторское право на них. В общем, охраняется фольклор сильнее, чем любая государственная тайна.

Ольга: Но сейчас, когда мы уже за пять лет существования группы смогли доказать, что интересуемся фольклором всерьез, нас «легализовали». Отдел культуры заинтересовался нашим творчеством, нам разрешено работать в архивах и даже иметь две репетиционные точки.

Александр: Вообще, то, что сейчас называют фольклором, – это не истинно народное творчество. Нет, тексты и у них могут быть оригинальными, но настрой не тот. Не так воспринимали музыку и играли ее наши предки.

Ольга: Да, в той музыке, что нам выдают за фольклор, нет души, она не цепляет, а должна задевать, должна будоражить и тревожить. У нас это есть.

Александр: Мы не боимся экспериментировать с музыкой – добавляем инструмент, убираем, делаем обработку. И не потому, что хотим сделать ее доступнее или проще. Нет, просто мы считаем, что нет такого понятия - «прошлое». Прошлое всегда с нами. Пройдет эта секунда - и она станет прошлым. И делать этническую музыку не значит находить тексты или мотив и передавать их такими, какие они были, без изменений. Главное – передать настрой, который ощущали слушатели.

Ольга: И что интересно, ваша публика нас понимает с полуслова. Мы часто играем шаманскую музыку на своих концертах, и нигде еще – ни в столице, ни в Европе – народ не танцевал. А здесь – вы видели! – люди выходили и танцевали…

Александр: Да, это удивительно и очень приятно. Северодвинцы шаманили как нигде. Да и вообще, ваш город, а конкретно Майя Христензен, ведет просто революционную деятельность. Такую хорошую музыку она привозит к вам, и люди откликаются – ждут концертов, всегда тепло встречают всех исполнителей.

У вас, поморов, ведь очень интересные традиции, уникальные песни и сказки. Нужно беречь все это. А Майе помогать надо, может, гранд какой выбить, и создать в вашем городе центр северного фольклора.

Ребят позвали к столу – у одного из зрителей был день рождения, и отпраздновать его он решил в компании друзей. В клубе «Культура», на этническом вечере – выступлении карельской команды «Ва-Та-Га», значит, в этом что-то есть…

Ирина БАГРИЧ