Вечерний Северодвинск
Номер от 12 декабря 2005 г.

Петр Гилев: «Жизнь не прощает компромиссов»
Московский режиссер благодарен судьбе за то, что она свела его с нашим театром

На интервью Петра Викторовича долго уговаривать не пришлось. Он сразу пригласил к себе. На вопрос: «А где вы живете?» - ответил лаконично: «Да здесь же, в театре. Выделили вот каморку на время постановки». От «каморки» все же решили воздержаться и встретились в просторном театрально-хрустальном фойе.

- ПЕТР Викторович, вы поставили в северодвинском театре «Камеру обскура». Что есть Набоков в вашей режиссерской палитре?

- Вопрос сложный, но отвечу кратко. Набоков – целый мир, и этим, по-моему, все сказано. Он был не только писателем, но и провидцем, который предугадал проблемы, которые встали перед нашим замечательным двадцать первым веком. Набоков – мастер европейского уровня, и его «Камера обскура» является достоянием мировой культуры. Роман открывает новый взгляд на мир, на философию.

- Если можно, в нескольких фразах – о чем ваша постановка? О любви, политике, революции?

- В несколько фраз, пожалуй, не получится, но попробую. По сути, камера обскура - это темная комната, малюсенькая дырочка вместо объектива, через которую проецируется перевернутое изображение нашей жизни. Для меня было важно выяснить: мир, в котором мы находимся, реальный или отраженный? Весь секрет в том, что мы постоянно взаимодействуем именно с отраженным миром. Как бы мы ни стремились совершенствовать нашу жизнь, не меняется главное: мир все равно дрянной. Российское воспитание было раньше лучшим в мире, но после революции воспитание из нашей жизни было исключено. Появилось образование, людей у нас стали «образовывать», пренебрегая воспитательным и нравственным началам. Высший класс стал «образовывать» низший класс, не привив настоящей культуры. Вот в чем подлинная трагедия.

- По вашим словам, мы живем в скверном мире…

- Не в скверном, а в перевернутом. Это принципиально. Качество мира зависит от объектива культуры, воспитания. Насколько хорош объектив, настолько четким будет и изображение.

- У Юрия Антонова есть замечательный хит – «Как прекрасен этот мир». Своей постановкой вы не развенчиваете этот постулат?

- Каждый из нас видит мир по-своему. Конечно, хорошего в жизни больше, но все-таки белую полосу всегда продолжает черная и наоборот. Прекрасное сменяется скверным и безобразным.

- Сколько лет вы работаете в режиссуре?

- Достаточно давно. В семьдесят седьмом году связал себя с театром, снимался в кино. Потом окончил ГИТИС, стал режиссером. Так получилось, что на какое-то время вообще ушел из профессии. Наше поколение было во многом несчастно тем, что мы были предназначены для одного, а занимались другим. А жизнь не прощает таких компромиссов.

- Вы не считаете, что родились не в то время? Вот была бы революция, гражданская война, Великая Отечественная – вот бы вы развернулись!

- Нет, я считаю, что у каждого из нас своя судьба, которой мы должны быть благодарны и за наши взлеты, и за падения.

- Петр Викторович, как вам работалось с нашими актерами?

- Коллектив в театре очень сильный, по-настоящему профессиональный. Я благодарен фортуне, что она привела меня к вам на Север. Хотелось бы надеяться, что наше сотрудничество будет продолжаться. А «Камера обскура»… Приходите, смотрите, судите… В конце концов, зритель всегда прав.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ