Вечерний Северодвинск
Номер от 8 декабря 2005 г.

Жизнь или кошелек?
Почему 43 процента льготников отказались от бесплатных лекарств

Променять жизнь на 500 рублей решил северодвинец. По-другому не скажешь, если человек с диагнозом: туберкулез отказался от бесплатного лечения, которое стоит 10 тысяч рублей в месяц. Трудно понять инсулинозависимых больных сахарным диабетом, принявших такое же решение. Вряд ли они смогут платить из своего кошелька каждый месяц до двух тысяч рублей за то, без чего жить не могут.

Сорок три процента федеральных льготников в новом лечебном году отказались от права на бесплатные лекарства, поменяв его на денежную компенсацию. Понять людей можно. Ну а малочисленная категория тех «отказников», которым без дорого лечения не прожить, видимо, все еще надеется на гуманность нашей медицины.

Между прочим, не напрасно. Во-первых, в Госдуме уже обсуждается проект закона, который позволил бы передумавшим людям вернуться к соцпакету в течение всего будущего года. А во-вторых, как сказала начальник управления здравоохранения Лариса Меньшикова, перед областным департаментом будет поставлен вопрос о помощи людям, неразумно отказавшимся от бесплатных лекарств. Ведь среди них есть те, кому здоровье не позволяет здраво размышлять.

Итоги реализации Программы дополнительного лекарственного обеспечения в нашем городе обсудили на прошлой неделе на заседании городского координационного совета по здравоохранению. Финансирует эту программу федеральный бюджет, разгребает ее недочеты муниципальная медицина. С началом реформы нагрузка на врачей увеличилась раза в два. Помощники - компьютеры - есть еще далеко не во всех кабинетах докторов, хотя и благодаря Программе техникой стали прирастать. Море бумажной работы, а сколько нервов потрачено? Попробуй объясни людям, что в ситуации, когда нужное лекарство за деньги – пожалуйста, а бесплатно – нет, виноваты не доктор, не аптека, а московская фирма-поставщик «Протек». До невозможности трудно разъяснить страховой принцип Программы тем, кто считает каждую копейку. «Марьванне на 700 рублей выписали, а мне на 184 рубля 36 копеек, выходит, кто-то за мой счет живет!» Люди добрые, подумайте, что это сегодня вам меньше нужно лекарств, а завтра, не дай бог, конечно, вы можете саму Марьванну обогнать.

Медицинские работники объясняли, сидели на телефонах «горячей линии», почти с каждым из тяжело больных «отказников» разговаривали, даже на дом ходили. И в Минздрав обращались с предложениями внести изменения в реестр лекарств. Вы удивитесь, но многие пожелания-советы муниципальной медицины в столице были приняты.

Почти за год самые острые углы реформы пообтерлись. В числе необеспеченных рецептов сегодня числится лишь 3,1 процента. По-прежнему в дефиците оказываются самые ходовые лекарства: сердечно-сосудистой группы, для диабета, астмы. Есть тому и объективная причина: большая доля препаратов – импортного производства. А капиталисты в самом счастливом сне представить не могли, каким выгодным покупателем для них станет больная Россия, и не сразу перестроились.

Обязательно нужно сказать спасибо аптекам, отпускающим лекарства бесплатно из собственных запасов и терпеливо ждущих, когда федеральная власть с ними расплатится.

И еще. Ругать реформу есть за что. Но, как сказала заместитель главного врача второй горбольницы Галина Генералова, 17 миллионов рублей, на которые смогли обеспечить своих пациентов бесплатными лекарствами, - это абсолютный рекорд всех времен: «Наконец-то мы можем использовать и самые современные препараты». А всего по городу за одиннадцать месяцев выписано (чаще вручную) 185 тысяч бесплатных рецептов. На общую сумму более 47 миллионов рублей.

Ольга ЛАРИОНОВА