Вечерний Северодвинск
Номер от 1 декабря 2005 г.

Лукавая гражданка автогражданка
В Северодвинске создана Ассоциация оценщиков

Иметь машину - счастье. Не иметь ее - счастье вдвойне. Представьте себе, вы избавлены от общения с инспекторами ГИБДД, техосмотров, непомерных расходов на «железо», бензин, автогражданку. Если у вас нет машины - вы точно не попадете в аварию и сэкономите на собственных нервах.

Дело пахнет деньгами

В ноябре этого года в Северодвинске появилась некоммерческая организация Ассоциация оценщиков Архангельской области. Поясню: именно от оценщика, точнее, его усердия и профессионализма зависит, какую сумму на восстановление машины выплатит пострадавшему страховая компания. Члены новой Ассоциации Геннадий Билев и Лев Цыпкин считают, что многие страховщики обходятся с водителями несправедливо.

Корр.: А в чем, собственно, несправедливость заключается?

Г.Б.: Я бы хотел, если позволите, начать с того, зачем вообще нужна оценка? Ответ на этот вопрос очевиден: для того чтобы водитель, в обязательном порядке застраховавший свой автомобиль, мог рассчитывать на адекватную компенсацию ущерба в случае аварии. А несправедливость, на мой взгляд, заключается в том, что многие страховщики сознательно занижают оценочную смету и недоплачивают водителю.

Корр.: Допустим, мою виртуальную машину помял лихач. Я прихожу в страховую компанию...

Г.Б.: Причем не обязательно в ту, где застраховали свой автомобиль. Вы должны обратиться в страховую компанию виновника ДТП, с которой у вас в принципе нет никаких отношений. Вы пишете заявление на возмещение ущерба, после чего сотрудники компании отправляют вас к оценщику. Уточню - к своему оценщику, который либо в штате состоит, либо по договору трудится. Ни о какой независимой экспертизе речи быть не может, поскольку «свои» оценщики выполняют заказ страховой компании по так называемой минимизации расходов. А страдает и без того пострадавший водитель. Не нравится? Судитесь!

Л.Ц.: В принципе, страховая компания ведет себя как любая коммерческая организация. Побольше получить, поменьше заплатить. И в этой минимизации, как выясняется, все способы хороши.

Быть немножко механиком

Корр.: А можно на каких-то конкретных примерах ситуацию описать?

Л.Ц.: Примеров сколько угодно, но придется вникнуть в чисто технические моменты. Любая оценка ущерба от ДТП зиждется на двух китах. Первое - заводская трудоемкость, то есть время на устранение повреждения, второе - стоимость нормо-часа работ. В нашем регионе, если интересно, средняя стоимость нормо-часа ремонтных работ для иномарок составляет 460 рублей, а для отечественных автомобилей - 345 рублей. Стоимость окрасочных работ в среднем 600 рублей. Допустим, нам необходимо подобрать колер для покраски поврежденной части машины. Операция ответственная и трудоемкая. Согласитесь, некрасиво получится, если крыло машины будет отличаться по цвету от остальных частей кузова.

Таким, в частности, заводом-изготовителем, как АвтоВАЗ, установлен стандарт для подбора акриловой эмали в 2,3 часа. Наши страховщики в одностороннем порядке, ссылаясь на нормативы некоей архангельской авторемонтной фирмы, сокращают это время до получаса. Заявляю вам со всей ответственностью - за полчаса качественно эмаль не подобрать.

Корр.: Из вашего рассказа у меня сложилось впечатление, что оценщик должен быть чуточку автомехаником. Я права?

Л.Ц.: Может быть, не автомехаником, но в тонкости ремонта желательно вникать. Сегодня практика такова - выявляются и оцениваются наружные повреждения, а ведь наиболее опасными являются скрытые. Такие можно выявить только в условиях специализированного автосервиса. Никого не волнует, что машина после ремонта криво поедет. Нас, членов Ассоциации оценщиков, беспокоит поверхностное, несерьезное отношение страховых компаний к этому вопросу.

К бабке не ходи, в суд!

Корр.: Вы меня практически убедили. Что делать человеку, попавшему в неприятную автомобильную ситуацию? На что обратить внимание?

Г.Б.: Есть Закон «Об обязательном страхование автогражданской ответственности», статья 12 которого говорит: страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу в срок не более пяти рабочих дней с момента обращения гражданина. Если сроки не выдерживаются (а они очень часто не выдерживаются), потерпевший вправе обратиться за экспертизой, не предоставляя страховщикам поврежденную машину для осмотра. Может ли потерпевший водитель сразу обратиться к независимому оценщику? Да, законом это не запрещено. Но здесь, как правило, возникает маленькая проблемка. Экспертное заключение независимого оценщика многие страховые компании принимают неохотно.

Корр.: Но принимают?

Г.Б. У любого легитимно работающего оценщика имеется федеральная лицензия. Но даже это, к сожалению, не является поводом к бесконфликт-ному решению вопроса. Пострадавших в ДТП вынуждают обращаться в суд. Кто-то судится, но большинство предпочитает не связываться. Я считаю, что отстаивать свои права в суде необходимо.

Наталья КОЛОГРЕЕВА

Www. greycardinal.ru

Полгода назад новенький «жигуленок» северодвинца Петрова попал в аварию. Петров, признанный пострадавшим, собрал все необходимые документы и обратился за компенсацией в северо-двинский филиал одной страховой компании.

Независимый оценщик составил смету на ремонт автомобиля - 21 тысяча рублей. Страховщик смету принял, но без объяснения причин урезал ее до 17 тысяч. Мол, у нас свои расчеты.

Но даже эти самые 17 тысяч Петров смог получить лишь после того, как составил и отправил в страховую компанию (копии - в Российский союз автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора) досудебную претензию по поводу нарушения сроков выплаты компенсации. Поднаторевший в законах и правилах страхования северодвинец выяснил, что за данное нарушение страховщик может лишиться лицензии.

Водитель собирается потребовать у компании всю сумму (плюс затраты на лечение нервного заболевания) и готовит исковое заявление в суд. Судиться, считает он, необходимо, дабы страховщик не расслаблялся. На тех, кто не желает связываться с судебной волокитой, убежден неугомонный водитель, страховщики и зарабатывают сотни тысяч.

В Интернете Петров нашел очень полезный в этом смысле сайт: www. greycardinal.ru. Здесь размещены ссылки на все законодательные акты и документы, касающиеся ОСАГО, образцы исковых заявлений, решения судов и комментарии юристов.

Страховщиков пытаются надуть

Нашего брата-водителя голыми руками инструкций не возьмешь! Своими мыслями на заданную тему с журналистом «Вечерки» поделился опытный оценщик Сергей, из независимых. Он попросил не указывать в газете свою фамилию:

- У пострадавших водителей, воспользовавшихся услугами независимых оценщиков, есть определенные проблемы во взаимоотношениях со страховщиками. Но в целом система ОСАГО работает, лично я считаю ее здравой. Основную часть ущерба страховые компании компенсируют, а если споры возникают, можно в суд обратиться. Сложность состоит в том, что в Северодвинске работают филиалы страховых компаний, поэтому судиться придется как минимум в Архангельске.

На мой взгляд, страховщики жмутся с расчетами неспроста. Их тоже надували. Бывало, водители битых машин входили в сговор с автосервисом. Машина ремонтировалась на копейки, а счета выставлялись на тысячи. Отдельные пострадавшие водители пытаются самостоятельно надуть компанию и оценщика. К примеру, доказать, что вмятина на левом крыле машины появилась аккурат после удара в правое! И практически все желают ремонтироваться в дорогом автосервисе. Если у хозяина старенького «москвичонка» есть лишние деньги, то ради бога, конечно. Страховщик-то в любом случае заплатит по среднему, выведенному в Архангельской области тарифу. Водителям «с руками» рекомендую какие-то виды ремонта делать самостоятельно - экономия выйдет.

Внимание!

Члены Ассоциации оценщиков Архангельской области ответят на ваши вопросы по телефонам:

55-08-73, 55-13-22, 6-27-00 (раб.) или 8-911-564-08-38, 8-921-297-78-86 (моб.)