Вечерний Северодвинск
Номер от 1 декабря 2005 г.

На суда нет суда
22 ноября около 22 часов в районе 14-го лесозавода на реке Маймакса на полпути к острову Бревенник утонули сразу четыре человека. В трехместной лодке «Бакай» находились пять человек. В сложных погодных условиях на середине реки перегруженную посудину стало заливать водой. Только одному пассажиру удалось доплыть до берега, а это более ста метров в полной темноте и холодной воде.

ЗАТЯНУВШАЯСЯ осень стала причиной больших и малых неприятностей для сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам. С этих вот маломерных судов утонули в области в этом году уже семнадцать человек. В полтора раза больше прошлогоднего. А ноябрь вообще можно назвать черным. Ведь 19 ноября утонули два сотрудника отдела вневедомственной охраны Ломоносовского РОВД, переправлявшиеся в штормовых условиях на катере «Прогресс» от поселка Цигломень. В числе пропавших на водоеме в этот месяц до сих пор числится один северодвинец.

Можно ли избежать трагедий на воде - рассуждали мы с инспекторами северодвинского участка ГИМС Александром Алексеевым и Сергеем Пономаревым.

Одной из причин гибели людей становится нарушение правил эксплуатации маломерных судов, но главная беда - пренебрежение основными принципами самосохранения.

Напомним, что официально навигация была закрыта с 25 октября. Однако никаких правовых последствий для частного судовладельца «маломерки» это за собой не влечет, если выполнены все остальные требования ГИМС. Все равно, что сотрудники ГАИ объявят водителям, что зимой на дорогах начинается гололед. Люди это понимают. Пока чистая вода, рыбаки будут рыбачить, а жители островов переправляться на большую землю. Тем более что пассажирские перевозки теплоходом теперь сокращены до одного рейса за двое суток. Нет такой силы, чтобы удержать эту часть населения на берегу. Остается одно средство - обратиться к разуму людей.

Не все, конечно, так мрачно на реке. Все-таки планомерная работа с судовладельцами последние два года принесла свои плоды. Упорядочена регистрация судов и повышена требовательность прохождения техосмотров. Частые проверки на воде приучили основную массу судоводителей исполнять в первую очередь требования безопасности плавания. В этом году в Северодвинске возобновили курсы обучения судовождению.

Очень надеются инспекторы ГИМС на сотрудничество с нашей мэрией. С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Пунктом 32 статьи 16 в нем прописано, что к вопросам местного значения городского округа относится «осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья». К тому же следует учесть, что городская служба спасения переходит под крыло мэрии.

На северодвинском инспекторском участке определены места массового посещения водоемов. Это Параниха в районе бульвара Строителей, Яндова губа Белого моря, практически весь Никольский рукав Северной Двины и район острова Кумбыш в Мурманском рукаве.

Начало льдообразования на воде - новая головная боль. Сразу к этим местам можно приплюсовать все озера, котлованы и речушки. Рыбаки попрутся по всем водоемам сначала пешком, потом на каракатах и на машинах. Отряд безалаберных пополнят дети.

Есть народная примета определения прочности льда. Чтобы более или менее смело ходить по водоемам в поисках клевых мест, надо, чтобы десять дней температура воздуха была минус десять градусов. Это для пресной воды. Морской лед образуется медленней.

Будьте благоразумны, цените свою жизнь и научите этому ваших детей!

Владимир ЕФИМОВ