Вечерний Северодвинск
Номер от 29 ноября 2005 г.

Звезда по имени Дидюля
Десять минут на то, чтобы разглядеть ее без телескопа

Собрать два полных зала в одном относительно маленьком городе, дать два концерта подряд в один день - такое под силу лишь великому мастеру. Дидюля один из них. Это мнение и неискушенного зрителя провинции, и столичного знатока, и зарубежных мэтров, ведь музыканту аплодировали Пласидо Доминго, Брайан Адамс. Его называют «инструментальным мессией». Его имя дали звезде, которую можно наблюдать в телескоп.

ПОСЛЕ тяжелого дня помощники гитариста-виртуоза выделили лишь десять минут для общения с прессой. Время пошло...

- Вы заметно устали, как снимете напряжение?

- Мне вообще нравится уставать. Это самая великая вещь - свалиться ночью от безудержной усталости. Скинуть тапочки и заснуть, изможденным, измученным, но полностью удовлетворенным. Это великое счастье. Я не люблю дни, когда все дела сделаны, а выезд на гастроли только послезавтра. Впрочем, стараюсь занять себя, ведь всегда можно что-нибудь придумать.

Например, я очень люблю делать генеральную приборку в своей студии - убирать провода, ухаживать за инструментами, чинить, паять... Мне приятно приводить все в упорядоченное состояние, я аккуратист по жизни. Не требую от организаторов моих концертов ни номеров люкс, ни бизнес-класса в самолете. Я человек неприхотливый, но за чистоту на сцене и хорошие гримерки порву кого угодно.

Сейчас ничего прибирать не нужно. Расслабимся просто - выпьем текилочки, перекусим и спать. Здоровый, полноценный, восьмичасовой сон. Если, конечно, получится. А завтра снова в поезд.

Хорошо, что успели немного посмотреть ваш город: видели издали подводные лодки, Белое море, даже успел в него руки окунуть. Мы не первый раз приезжаем в Северодвинск, и мне очень нравится здесь бывать, видеть знакомые лица, друзей, поклонников и просто зрителей.

- Вы в диалоге со зрителями отдаете многое - свою музыку, энергию, отличное настроение. А что берете взамен?

- Вместе с аплодисментами, взглядами, возгласами я беру их энергетику и превращаю в музыку. Вы правильно заметили: мои концерты - это именно диалог, не монолог ни в коем случае. Мои зрители сами диктуют правила игры. Программа построена так, что очень большое место уделено импровизации, спонтанности и интуиции. Сделать звук тише или громче, выдержать паузу или удлинить, передать нюансы не только музыкой, но даже тишиной. Я всегда чутко наблюдаю за тем, что происходит в зале.

Вместе со зрителями создаю настроение. Когда вижу, что они на подъеме, программа меняется, появляются динамичные композиции. Приходит к ним усталость, хочется вздохнуть - вместе отдыхаем, с музыкантами играем что-нибудь лирическое. Мы можем себе это позволить - у группы музыки много, на три часа хватает с лихвой. В концерте есть определенная чувствительность и гибкость, которая позволяет нам делать такие вещи.

У нас нет слов и песен, есть только музыка и иногда танец, которые мы можем легко варьировать и изменять программу.

- А если нет отдачи? Если зритель молчит и не реагирует, вы можете работать и творить?

- Да, могу. Безусловно, это намного сложнее. Ты просто начинаешь включать воображение и представляешь перед собой многомиллионную толпу. И играешь, творишь уже для них - виртуальных зрителей.

Ведь все, что я создаю, я делаю не для себя, а для людей. Постоянно оттачиваю свое мастерство, чтобы добиться предельной ясности, мелодичности. Стараюсь избегать каких-то очень сложных моментов, философских размышлений, хотя они тоже присутствуют.

- Что же за музыка получается в итоге?

- Мы композиторы этого времени. Видим музыку по-своему, и по-своему ее создаем. Основной акцент на гитару и испанские краски, мотивы, свободу, которые присущи фламенко. Я сам обожаю стилистику фламенко, ее архитектуру, живопись, танец. Конечно, без влияния этого стиля на творчество не обойтись. Но у нас более свободная музыка, мы не боимся экспериментировать, пробовать разные направления, ритмы, стили, и получаем от этого огромное удовольствие. И если это еще кому-то нравится, то нам втройне интересно.

Творчество - вообще тяжелая работа. Работа сложная, трудоемкая, часто неблагодарная. Это пожизненный крест и полный кайф, безмятежность. Это очень тяжело и в то же время легко.

- Ваши композиции иногда строятся вокруг одного звука - шум моря, звон стекла, крик птицы...

- Мне нравятся звуки. Вместе с музыкантами мы собрали огромную коллекцию различных звуков. Находим новый, обрабатываем его в сэмпл, а потом вставляем в композицию. Иногда случайно услышишь что-то интересное и понимаешь, что это твое. Звук остается в памяти и зудит, пока не приходит мелодия.

Но чаще мелодия рождается из настроения, эмоции, жизненной ситуации. Или сидишь, перебираешь на гитаре струны и вдруг понимаешь, что получилась музыка...

Ирина БАГРИЧ