Вечерний Северодвинск
Номер от 24 ноября 2005 г.

У Алексея Лисниченко свой «Буратино»
Фазиль Искандер был удивлен: «А почему не о подводных лодках?»

Путевку на пятый форум молодых писателей России Алексей Лисниченко выписал себе сам, написав повесть. Но считает, что «Вечерка» помогла - публицистический опыт получил в нашей газете. Его и использовал, когда провел тему северодвинских выборов образца 1999 года в художественном произведении «PиRолиз».

Если вслух это «сложносочиненное» слово прочитать, то получится название процесса, во время которого под воздействием высоких температур вещество изменяет свои свойства. А намек на пиар и без перевода понятен. Остается выяснить, на кого автор намекал?

- Повесть не без вымысла, - предупреждает Алексей, - все фамилии реальных действующих лиц я изменил, и все равно они оказались узнаваемы. «PиRолиз» опубликовал один московский журнал для тружеников пиара, мизерным тиражом, но он все-таки дошел до нашего славного города. Определенные вопросы от узнавших себя людей были.

- Остро их ставили прототипы?

- Кто-то обещал поставить коньяк, а кто-то лицо подправить.

- Смеешься, значит, обошлось. Что было в Москве?

- Спасибо администрации Северодвинска, оплатившей проезд до столицы. А собралось нас, молодых, 150 человек со всей России. Именитые редакторы толстых литературных журналов проводили мастер-классы.

- Без критики, как я понимаю, не обошлось. Тяжело было ее слушать?

- Одного молодого человека из Мордовии даже до слез довели. А обсуждением своей повести я очень доволен. Да, Буратино не получился таким, каким хотел его увидеть автор, но произведение законченное, сказал один критик. Второй порадовал. Хохотал, сказал, до слез и сравнил «PиRолиз» с «Как избирали губернатора» Марка Твена.

- Еще раз поздравляю!

- Было и другое сравнение - с «Красным и черным» Стендаля в том смысле, что у главного героя еще не сформировались моральные принципы.

- Это, выходит, про тебя?

- Ну, не на все сто процентов героя с себя писал.

- Предложения публикации последовали?

- Журнал «Дружба народов» готов «PиRолиз» напечатать в этом году, как только в редакционном портфеле место свободное появится. И еще одно питерское издательство.

- Какие встречи порадовали молодых писателей?

- Удалось близко пообщаться с Войновичем, о Северодвинске он наслышан, собирается посетить. И был очень удивлен, что моя повесть не о подводных лодках. Выступали перед нами Фазиль Искандер, Марк Розовский, Михаил Швыдкой, Александр Вешняков.

- Интересно, о чем поведал начинающим прозаикам председатель Центризбиркома?

- Он теперь всем объясняет, почему в Государственную думу проходят только по партийным спискам. И молодым писателям - о том же...

- Асы прозы не говорили: куда вы, ребята, лезете, нас и так много, а читают нынче плохо?

- Наоборот: «Пишите, пишите, пишите...». И показали на мастер-классах, какой путь еще пройти надо, какой это труд, какая наука.

- Занимаешься ею в свободное от какой работы время?

- Работаю в областной службе спасателей - специалист по химическим авариям. Интересно, хотя бывает много трудных командировок, неприятных. Приезжаешь на какое нибудь ЧП в поселок, в котором живут одни бабушки. Им уже все по барабану... Когда учились на экологов, нам говорили: бедные ребята, не найти вам работы. Но, оказывается, экологи в области нужны. Удается выкраивать время и на творчество, правда, спать приходится часов по пять.

- Теперь, Алексей, объясни мне, газетчику, как можно заставить себя что-то написать, если ничего не надо срочно сдавать «в номер»?

- Очень просто. В течение дня намечаю сцену, продумываю ее детали, а когда сажусь за компьютер, остается только все это написать. Две страницы в день.

- Уже готовы...

- Несколько рассказов, не о городе, не о сегодняшней жизни, а об отношении к ней, к тому, что творится в стране. И несколько пародийных, например, про то, как термиты за-грызли Буратино.

- Кстати, на детективах зарабатывать не думал?

- Нет, это слишком узкий жанр. Хотя по Интернету мне поступали предложения поработать «литературным негром» под чьим-то раскрученным именем, писать детективы для неработающих хозяек. 120 рублей за страницу. Отказался от поденщины.

- Твой самый честолюбивый план?

- Написать роман. Мысль о нем уже крутится в голове. Но только не такая, какую прочитал на последней странице произведения одного молодого коллеги: «Роман, за который я получу Нобелевскую премию». Моя мечта - чтобы произведение оценили издатели, а потом - читатели.

Беседовала Ольга СВЕТОВА