Вечерний Северодвинск
Номер от 16 ноября 2005 г.

«Чтобы испытать нас»
Информация о том, что в Северодвинске прошла международная конференция по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малого города, прозвучала в числе обыденных новостей. Ну, собрались люди заинтересованные, поговорили. Оценить масштаб ее и пользу может только тот, кто эту проблему решает каждый день на рабочем месте или в собственной семье.

ГОД НАЗАД в это верилось с трудом даже тому, кто предложил сделать наш город центром большого и полезного разговора, - Сергею Звереву, руководителю северодвинской общественной организации детей с потерей слуха. Родилась идея во время разговора Сергея с германским коллегой. Потом ее, довольно смелую, поддержал представитель Министерства образования: «Северодвинск? А почему бы нет! Работайте». Москва, естественно, на работу не дала ни копейки, поэтому большое спасибо предприятиям города за финансовую помощь. А самая главная поддержка была получена от северодвинского филиала Поморского государственного университета, заинтересованного в качественной подготовке специалистов. Особая благодарность декану факультета коррекционной педагогики Елене Владимировне Комаровской и проректору по учебной части Ирине Федоровне Поляковой.

Международная встреча состоялась, в ней приняли участие более 150 человек. Прозвучало более сорока выступлений. Результаты этой работы на трех языках обсуждались гостями «Вечерки».

Должны ли имеющие проблемы со здоровьем дети учиться рядом со здоровыми детьми? Даже у немецких специалистов Клауса Мангольда, Клауса Зоммерфельда и их коллеги по имени Майе с почти русской фамилией Иванов нет однозначного ответа на этот вопрос. Хотя более двухсот лет их страна проповедует самое разумное решение: ребенок должен находиться в семье и расти рядом со здоровыми сверстниками, привыкая к обычной жизни, а не к замкнутости пространства и возможностей.

Лунд Гюри и Элена Якобсон - представители норвежской спецшколы для детей, имеющих проблемы со здоровьем. Они тоже считают, что оба способа обучения имеют место быть. Советская Россия считала такое мнение почти крамольным и строила интернаты.

Как тяжело было Сергею Звереву и его единомышленникам в отдельно взятом небольшом городе сломать эту систему, иностранные коллеги отлично понимают. Поэтому в ответ на вопрос «Вечерки», «что вас больше всего удивило», вспоминали прекрасное оснащение кабинетов, талант и энтузиазм северодвинских педагогов и то, «как счастливы дети, откликающиеся душой на добро».

«Одна из наших студенток сказала: это приходит в жизнь, чтобы испытать нас», - директор северодвинского филиала Поморского университета Мария Борисовна Волова результатами конференции довольна. Сегодня за студенческими партами сидят будущие специалисты, которым благодаря таким встречам не придется «изобретать велосипед», а предстоит заниматься только его усовершенствованием.

Ольга СВЕТОВА